Вчера Украина была официально исключена из черного списка FATF – международной организации по борьбе с отмыванием «грязных» денег. Это событие было широко разрекламировано в стране как свидетельство стремления международных институтов к расширению сотрудничества с Украиной. Однако одновременно произошла серия не менее заметных событий, говорящих о прямо противоположных тенденциях – жестком политическом и экономическом давлении Запада, стремящегося диктовать свои условия в преддверии президентских выборов на Украине.
В частности, были сделаны первые шаги по вытеснению с западных рынков крупного украинского бизнеса. На днях польское правительство неожиданно и без объяснения причин отказало крупнейшей украинской корпорации – a донецкому металлургическому объединению «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) в праве приватизации польского меткомбината Huta Czestochowa (Гута Ченстохова). Хотя за последние полгода ИСД успешно прошел все этапы приватизационного конкурса и сделка близилась к завершающему этапу. До последнего времени Варшава официально заявляла о том, что предложения украинского инвестора являются наиболее привлекательными и перспективными. Сотрудники администрации украинского президента утверждают, что во время февральского визита Леонида Кучмы в Польшу президент Александр Квасьневский говорил о крупнейшей украинской инвестиции в польскую экономику почти как о свершившемся факте. На этом фоне показательно, что спустя неделю министр госимущества Польши Анжей Шараварский, поясняя мотивы отказа украинской корпорации, подчеркнул: «Мы хотим иметь дело с игроками высшей лиги, а не со случайными инвесторами».
Аналитики предполагают, что в ближайшем будущем этот прецедент отказа от бизнес-контактов с украинским капиталом станет распространенной практикой и скоро приведет к созданию железного занавеса на границе Украины с расширяющимся Евросоюзом. Такая перспектива заставляет не только украинскую политическую элиту, но и влиятельные бизнес-группы уже сегодня в срочном порядке переориентировать стратегические направления своего сотрудничества с западных партнеров на СНГ и в первую очередь – Россию.
Возможный пересмотр Киевом направлений внешнего экономического и политического сотрудничества означает, что уже в ближайшем будущем украинская власть откажется от традиционной практики политического торга в отношениях с Россией и утвердит решения, касающиеся создания Единого экономического пространства, участия России в приватизации украинских энергопредприятий, сотрудничества в сфере транзита газа и многих других проектов.
Сотрудник Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова сказала в интервью «НГ»: «Экономические связи между Украиной и Россией на сегодня очень прочны. Для бизнес-структур интеграция в рамках ЕЭП была бы и перспективной, и выгодной...» С другой стороны, отмечает эксперт, «представление о том, что Украина не на политическом, а на бизнес- уровне шарахается из стороны в сторону, делая ставку то на западных, то на российских партнеров, кажется мне неверным. Тот же ИСД – это мощная финансовая и экономическая группа, имеющая четкие цели и экономические интересы в разных отраслях, в том числе и на Западе. И мне кажется, что польский прецедент – не последняя попытка крупного украинского бизнеса расширить свое присутствие на западных рынках».
Киев действительно не намерен сдаваться без боя. Выяснением причин демарша польской стороны в отношении крупнейшего украинского инвестора занялись правительство и парламентский комитет по международным делам. Под личный контроль намерен взять это дело и президент Леонид Кучма. Похоже, бизнес-проблема уже перенесена в политическую плоскость отношений между Украиной и Польшей, представляющей в данном случае интересы Запада. Действия украинской власти понятны: отказавшись от попыток восстановить справедливость в отдельно взятом случае с корпорацией ИСД, Киев, по сути, согласится со своим подчиненным положением в отношениях с западными партнерами.