Производство современных военно-транспортных самолетов скоро будет перенесено из Ташкента в Воронеж.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На днях на одном из аэродромов Азербайджана приземлился собранный на стапелях Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ) транспортный самолет Ил-76ТД. Как сообщают узбекские источники, это первый из двух летательных аппаратов, которые в 2004 году ТАПОиЧ передает азербайджано-бельгийскому СП «Silk Way Airlines» в финансовый лизинг с условием дальнейшего выкупа. Условия сделки не разглашаются. Тем более неизвестно, какую выгоду от этого получит Россия, хотя известно, что на 80–90% самолет Ил-76ТД состоит из комплектующих, поставляемых из нашей страны. По оценкам экспертов Минобороны РФ, в условиях финансового кризиса, в котором сегодня находится узбекская авиаиндустрия, подобная сделка может составить не более 15 млн. долларов США. Хотя на мировом рынке подобного типа самолеты продаются по цене почти в два-три раза большей. Скажем, подготовленный в 2001 году с доминирующим участием «Рособоронэкспорта» совместный российско-узбекско-индийский контракт, на поставку в Индию 6 самолетов Ил-78 (топливозаправщиков) стоил не менее 150 млн. долларов США. Это единственный для ТАПОиЧ крупный авиационный контракт за последние 10 лет. Их могло бы быть и больше, но, по словам заместителя Министра обороны РФ Алексея Московского, узбекские производители хотят все делать сами и не хотят делиться, при этом «хулиганят» – продают свои самолеты по демпинговым ценам. Как правило, во всех российско-узбекских сделках с третьими странами ТАПОиЧ выступает головным предприятием, и Москва в связи с этим получает выручку гораздо меньшую, чем та, которую она бы получила, если бы самолеты полностью собирались в России.
Не исключено, что именно эти обстоятельства стали одной из главных причин того, что российское руководство намерено перенести производство военно-транспортного самолета Ил-76 из Ташкента в Воронеж. Хотя официального объявления данного решения еще не было. Как неизвестна и дальнейшая судьба двух модифицированных военно-транспортных самолетов 4-го поколения Ил-76МФ, которые были собраны в Ташкенте. Предполагалось, что российская сторона их выкупит. Разговоры об этом ведутся еще с июля 2003 года, но так и неясно, продаст ли Узбекистан новые самолеты России. Как отметили «НГ» источники в ВВС России пока принято решение лишь о том, чтобы завершить дальнейшие совместные российско-узбекские испытания Ил-76 МФ на территории РФ.
Вполне понятно, что узбекское руководство намерено оставить производство Ил-76 на своей территории. Москва, возможно, тоже была бы и не против этого, если бы ТАПОиЧ стал частью создаваемого российского авиационного холдинга. За это Ташкент предлагает выкупить акции своего предприятия. Москва с этим не согласна. Ее позиция заключается в том, что акции должны быть переданы России на безвозмездной основе. За это ТАПОиЧ будет получать свою долю от прибыли. Споры на эту тему длятся уже 4 года, а воз, как говорится, и ныне там.
Между тем, имея в своем наличии несколько недостроенных Ил-76, а также избыток собранных ранее авиалайнеров этого класса, Узбекистан при поддержке западных партнеров начинает бизнес-программы по достройке и передаче в лизинг своих самолетов, плюс подписываются выгодные контракты на авиаперевозки местными узбекскими фирмами. Скажем, в январе 2004 года Национальная авиакомпания Узбекистана «Узбекистон хаво йуллари» на военно-транспортных самолетах Ил-76 начала осуществление чартерных рейсов по перевозке грузов Министерства обороны Франции для контингента этой страны в составе Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF). Сумма контракта не разглашается, но, по оценкам российских экспертов, она равна не менее 1–2 млн. евро. При этом в интересах ISAF (читай НАТО) и США действуют не только узбекские авиафирмы, но также и азербайджанские и украинские. Скажем, взятые в лизинг «Шелковым путем» самолеты будут доставлять грузы в Афганистан и Ирак. Эту же задачу выполняет сейчас украинская «Авиакомпания А.Т.И.», скандально известная своими демпинговыми ценами на лизинг самолетов Министерства обороны Украины. Она заключила договор с ирландской компанией «EASTWEST» на выполнение воздушных грузовых перевозок на самолетах Ил-76 на Ближний Восток и в Афганистан. Фактически Узбекистан, Украина и Азербайджан узурпировали сегодня все международные военные авиаперевозки не только на постсоветском пространстве, но и в мире. И главной «рабочей лошадкой» служит здесь российско-узбекский самолет Ил-76. Правда, сама Россия от этого выгоды никакой не получает.
Здесь показательна и позиция НАТО. Еще недавно шли разговоры, что, возможно, Москва на долгосрочной основе предоставит альянсу свои военно-транспортные самолеты. Однако теперь об этом никто не вспоминает. В настоящий момент Агентство НАТО по техническому обслуживанию готовит договор с украинскими ВВС об использовании их авиационной техники в период с 2005 по 2012 год. Сумма сделки, по предварительным оценкам, достигнет 1 млрд. долларов США.