Ни одно официальное ведомство Украины никак не отреагировало на заявления Ивана Рыбкина о том, что его выманили в Киев и насильственно удерживали несколько суток. Намеки на причастность официального Киева к этой истории также остались без ответа. Молчание в столь скандальной ситуации даже═в самом Киеве вызывает кривотолки.
В пресс-службе администрации президента Кучмы корреспонденту «НГ» сказали, что обстоятельства частного визита Рыбкина «не являются темой для официальных заявлений либо обсуждений на уровне официальных лиц». От более подробных комментариев пресс-служба главы государства отказалась.
Примерно так же сформулировал позицию своего ведомства руководитель пресс-службы Службы безопасности Украины (СБУ) Александр Скрипник. Вчера он еще раз подтвердил «НГ», что украинские спецслужбы вопросом поисков исчезнувшего российского кандидата на пост президента не занимались, поскольку не получали соответствующего запроса ФСБ. Соответственно и расследованием обстоятельств его пребывания в Киеве СБУ станет заниматься не по собственной инициативе, а только при наличии официального запроса по этому поводу от имени ФСБ или от Верховной Рады. «Я не вижу причин, чтобы СБУ давала какие-либо комментарии или делала специальные заявления по этому поводу. Не было прямо заявлено, что украинские спецслужбы каким-то образом причастны ко всей этой истории. А значит, нет информации, которую можно подтверждать, опровергать или комментировать. Больше ничего по этому поводу сказать не могу – подождем до понедельника...» – отметил Александр Скрипник.
Видимо, в ближайшее время СБУ все же придется по запросу депутатов Верховной Рады заняться вопросом об обстоятельствах пребывания российского политика на Украине. «Всю прошлую неделю украинский парламент работал не в сессионном режиме, и поскольку пленарные заседания не проводились, мы не могли инициировать депутатский запрос по поводу заявлений Рыбкина, – пояснил «НГ» народный депутат, член фракции Соцпартии Юрий Луценко. – Однако такой запрос, я уверен, будет утвержден и направлен в соответствующие ведомства уже на этой неделе. Ситуацию нельзя оставлять непроясненной, ведь обвинения Рыбкина затрагивают государственные интересы Украины». Юрий Луценко считает, что официальное молчание государственных органов Украины может объясняться если не прямой причастностью СБУ к «делу Рыбкина», то по крайней мере информированностью украинских спецслужб об условиях и обстоятельствах его пребывания в Киеве. «Я думаю, СБУ не удерживала Рыбкина насильно, но допускаю, что была причастна к обнаружению, а затем способствовала его возвращению на родину...» – сказал депутат.
Еще один депутат Рады, не пожелавший называть свое имя на страницах газеты, так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Обычно украинская власть достаточно агрессивно опровергает свою причастность к политическим скандалам. И в ситуации, когда Киев, совершенно очевидно, никак не заинтересован в судьбе Рыбкина, а значит, мог без труда доказать, что никакого отношения к его мифическому похищению не имеет, молчание выглядит как замалчивание».
Интересно, что в украинской прессе «тема Рыбкина» также не звучит. Она была обозначена только парой коротких теленовостей после возвращения российского политика в Москву, но в газетах вообще не освещается.
На Украине кулуарно обсуждается еще одна возможная причина официального замалчивания «темы Рыбкина». Она сводится к тому, что украинские спецслужбы, позволив провести на своей территории некую иностранную спецоперацию (но не ожидая, что информация о ней в скором времени всплывет наружу), опасаются, что разглашение обстоятельств случившегося серьезно подмочит их репутацию. А это может грозить отставками на уровне руководства отдельных силовых ведомств.