Сегодня в Ашхабаде завершаются двухдневные туркменско-азербайджанские переговоры по вопросам правового статуса Каспийского моря. А уже через две недели в Тегеране пройдет совещание глав государств и правительств стран Прикаспийского региона, итогом которого, как ожидается, станет подписанный всеми сторонами документ о взаимоприемлемых условиях использования каспийских ресурсов.
Напомним, что сегодня номинально действуют советско-иранские договоры от 1921 и 1940 гг. по разграничению Каспия, в соответствии с которыми и дно, и водная поверхность оставались в общем пользовании прикаспийских государств. Сейчас Ирану принадлежит 14% шельфа Каспия. Но Тегеран претендует на 20% каспийской акватории.
В случае если Ирану удастся отстоять свою позицию, то граница территориальных вод этой страны окажется на 80 км севернее так называемой линии Астара–Гасанкули, ранее являвшейся границей СССР. Таким образом, под юрисдикцию Ирана попадут нефтяные месторождения Араз, Алов и Шарг, ныне разрабатываемые международным консорциумом по договору с правительством Азербайджана.
На последнее из этих месторождений претендует также Туркмения (Шарг в официальных документах Ашхабада сейчас носит название Алтын-Асыр). Кроме того, Туркменбаши пытается оспорить права еще на два месторождения, разрабатываемые Азербайджаном, – Чираг и Азери (в туркменском варианте – Осман и Хазар). До сих пор многочисленные переговоры Азербайджана и Туркмении по этому поводу не увенчались успехом. Одновременно с этим Ашхабад выступает и против иранских предложений по разделу Каспия, опасаясь за неприкосновенность своих запасов газа.
Таким образом, на сегодня урегулирование статуса Каспия зависит от того, найдут ли общий язык Иран, Азербайджан и Туркмения. Однако пока только России, Азербайджану и Казахстану удалось найти компромисс и заключить между собой соглашения о разграничении сопредельных участков моря.
В последнее время проблема Каспия обострилась из-за вмешательства внешних сил. Так, в эти дни в Баку идут совместные американо-азербайджанские учения по охране морских нефтяных платформ. В них принимают участие 18 американских военных специалистов и 45 военных ВМС Азербайджана с 2 патрульными катерами. Учения, как сообщили в пресс-службе Министерства обороны страны, проходят в соответствии с планом двустороннего сотрудничества между США и Азербайджаном и продлятся до 6 февраля.
В августе прошлого года военнослужащие США и Азербайджана также провели антитеррористические тренинги в азербайджанском секторе Каспия. Тогда учения вызвали резкий протест Ирана, озабоченного милитаризацией Каспия, а также появлением в непосредственной близости от своих границ американских военнослужащих. Тегеран воспринял активизацию азербайджанско-американского военного сотрудничества как акт устрашения.
Интересно, что нынешние учения совпали с визитом в Азербайджан командующего пограничными войсками Ирана генерал-майора Бехнама Шариати Фара. Одним из пунктов программы его визита стало посещение морской базы госпогранслужбы Азербайджана, почти наполовину состоящей из кораблей, подаренных американцами «для защиты месторождений от террористов».
Еще в январе замминистра иностранных дел Ирана Мохсен Аминзаде заявил: «Конечно, азербайджанское руководство принимает решения в соответствии со своими интересами, но мы уверены, что страны региона сами могут обеспечить собственную безопасность, поэтому в присутствии здесь иностранных военных сил нет необходимости». Кстати, с подобными заявлениями не однажды выступали и российские дипломаты.
Однако Азербайджан иначе расценивает ситуацию. Баку напоминает, что в 2001-м и 2002 годах иранские ВВС периодически нарушали воздушные границы Азербайджана. Ситуация изменилась только после того, как США решили использовать территорию Азербайджана в качестве плацдарма для доставки в Афганистан военных и гуманитарных грузов.
Баку