Бывший президент Грузии всерьез озабочен судьбой своей семьи.
Фото Reuters
Грузинская прокуратура продолжает преследование родственников и людей из ближайшего окружения экс-президента страны Эдуарда Шеварднадзе. В минувший понедельник в Генпрокуратуру Грузии был вызван зять экс-президента Эдуарда Шеварднадзе, президент крупнейшей в стране компании сотовой связи «Магтиком» Георгий Джохтаберидзе. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Генпрокуратуры, еще недавно недоступный для правоохранительных органов бизнесмен прибыл в Генпрокуратуру без полицейского сопровождения и даже без личного адвоката и «был допрошен как свидетель по делу о финансовых махинациях в возглавляемой им компании». Допрос продолжался более четырех часов, и после его окончания Георгий Джохтаберидзе категорически отказался хоть как-то комментировать детали общения со следователем.
Генеральный прокурор республики Ираклий Окруашвили по окончании допроса Джохтаберидзе сказал журналистам, что вызов на допрос стал необходим «в ходе расследования финансовых нарушений в системе связи». В частности, вызывает определенные сомнения происхождение имущества компании «Магтиком». Между тем приоритетность «финансовой стороны» этого дела уже оспаривает главный инвестор грузинского «Магтикома» – американская компания «Метромедиа», владеющая 49% акций компании Георгия Джохтаберидзе. Как заявил вчера на пресс-конференции в Тбилиси исполнительный президент этой компании Марк Хоуп, с учетом того что в свое время «Метромедиа» вложила в «Магтиком» около 100 млн. долларов, финансовая деятельность грузинской компании «постоянно контролируется, и никаких нарушений до сих пор не было выявлено». «Подобные заявления, тем более со стороны правоохранительных органов, могут нанести серьезный ущерб имиджу «Магтикома», который действительно является очень хорошей грузинской компанией», – сказал Марк Хоуп.
Правоохранительные органы заинтересовались также деятельностью свата (отца невестки) Шеварднадзе, председателя Торгово-промышленной палаты Гурама Ахвледиани, бизнес-интересы которого связаны с Потийским портом и с нефтеперерабатывающим бизнесом. Один за другим в поле зрения прокуратуры попадают чиновники госаппарата, находившиеся в тесной связи с бывшим президентом. Уже взяты под стражу и знакомятся с предъявленными им обвинениями бывший министр топлива и энергетики Давид Мирцхулава и бывший глава ООО «Грузинские железные дороги» Акакий Чхаидзе. Если выдвинутые против них обвинения в крупных финансовых махинациях подтвердятся, каждого ждет длительное заключение.
В превышении должностных полномочий буквально на днях уличен заместитель начальника аппарата госканцелярии Тамаз Кипиани, курировавший дела, связанные с представлением на подпись Эдуарду Шеварднадзе списков кандидатов на государственные награды и ордена. Как сообщили «НГ» в следственной службе МВД Грузии, этот высокопоставленный госчиновник обвиняется в фальсификации документов для награждения. В минувший понедельник из госканцелярии Грузии было изъято и сейчас тщательно изучается около 2500 личных дел кандидатов на награждение. Объявлен в международный розыск и даже заочно приговорен к трехмесячному предварительному заключению Леван Мамаладзе – бывший губернатор Квемокартлийского региона, один из ближайших соратников Эдуарда Шеварднадзе: его обвиняют в использовании служебного положения в корыстных целях, а также в махинациях с золотом, добываемым на расположенном неподалеку от Тбилиси Маднеульском горно-обогатительном комбинате. В Генпрокуратуре Грузии располагают информацией, что беглый экс-губернатор якобы скрывается в России. Поэтому на прошлой неделе в Москве даже побывал грузинский генпрокурор, который решал вопрос об аресте этого бывшего госчиновника и его экстрадиции в Грузию.
Полтора месяца провел за решеткой президент Футбольной федерации Грузии Мераб Жордания, задержанный в декабре прошлого года сотрудниками правоохранительных органов в тбилисском столичном аэропорту, откуда он намеревался вылететь в Париж. Жордания обвиняется в уклонении от уплаты налогов и присвоении государственных средств. В минувший понедельник главного футбольного чиновника отпустили – он вернул в госбюджет 742 тысячи лари (около 350 тысяч долларов), однако следствие не окончено. Новое руководство страны сразу после прихода к власти обратилось к Швейцарии с просьбой заблокировать счета, на которых могут находиться деньги людей из «команды Шеварднадзе». В недавнем интервью швейцарской газете «Neue Zuercher Zeitung» президент Михаил Саакашвили отметил, что в Тбилиси располагают информацией о том, что «за границу из Грузии ушло очень много незаконно полученных денег», прежде всего нажитых «на преступных махинациях в энергетическом секторе, в результате махинаций с государственным бюджетом, а также на незаконной торговле наркотиками и оружием». При этом Саакашвили неизменно подчеркивает, что предпринимаемые грузинскими правоохранительными органами действия не следует рассматривать как некую кампанию против бывшего президента и людей из его окружения. «Никакого враждебного отношения к экс-президенту Шеварднадзе нет, – сказал он в день своей воскресной инаугурации в прямом эфире тбилисской телекомпании «Мзе» («Солнце»). Вариант об уголовном преследовании Эдуарда Шеварднадзе, подчеркнул Михаил Саакашвили, на данном этапе вообще не рассматривается. Вместе с тем он отметил, что «доведенные прежней властью до отчаяния люди» этот вопрос поднимают. «Не думаю, что это хорошая идея», – сказал президент Саакашвили.
Сам Шеварднадзе на фоне всех этих шумных уголовных дел демонстрирует подчеркнутое спокойствие и, судя по его высказываниям, никуда уезжать не собирается. Как и ближайшие родственники бывшего президента. За границей в настоящее время, причем уже довольно давно, находятся его сын Паата Шеварднадзе, работающий в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, и жена Нанули, проходящая курс лечения в одной из европейских стран.