Глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, пожимая руку Исламу Каримову, не забывает оглядываться на мнение Вашингтона.
Фото Reuters
Госдепартамент США намерен рекомендовать американскому правительству приостановить финансовую помощь Узбекистану. И если еще неделю назад представитель Госдепа Эдам Эрели отмечал, что руководство США будет продолжать диалог с Ташкентом и оказывать различную помощь (в частности, в ликвидации ядерного оружия и его компонентов, оставшихся в узбекских арсеналах с советских времен), то сегодня ситуация может измениться. Причина – отсутствие прогресса в защите прав человека.
В конце минувшей недели в Узбекистане фактически введен запрет на деятельность международных правозащитных организаций. По новым правилам международные организации до 1 марта должны зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Прежде было достаточно пройти регистрацию только в Министерстве иностранных дел. В списке на перерегистрацию значатся пока несколько организаций – институт «Открытое общество», Национальный демократический институт, Международный республиканский институт и правозащитные центры.
По сообщению британской «Гардиан», Вашингтон уже заявил, что новый порядок регистрации нарушает принятое в 1994 г. двустороннее соглашение об организациях, поддерживаемых правительством США в Узбекистане. Американские дипломаты стали говорить о том, что в отношении Ташкента могут быть применены политические и экономические санкции, если некоторые правозащитные организации под нажимом властей будут вынуждены прекратить свою деятельность.
Ограничение деятельности международных правозащитных организаций, по мнению ряда экспертов, связан с опасениями узбекских властей, напуганных революцией в Грузии. Общеизвестно, что деятельность финансируемых Западом неправительственных организаций сыграла не последнюю роль в грузинских событиях. Однако российские наблюдатели уверены, что эти опасения напрасны. Повторение грузинских событий в Узбекистане невозможно, заявил в интервью «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко. По его мнению, в стране нет подобного политического опыта борьбы и свободной прессы, без которой невозможно изменение политического строя. «Борьба на Востоке всегда была подковерной, – сказал он. – Кроме того, в Узбекистане нет сильных оппозиционных организаций и нет политического движения, которое хоть как-то могло быть сопоставимо с нынешним режимом Ислама Каримова». По мнению Алексея Малашенко, сегодня в Узбекистане возможны два варианта смены власти. «Либо очередная волна выступлений исламской оппозиции, причем уже не с оружием в руках. Либо, перефразируя Пушкина, узбекский бунт – жестокий и беспощадный».
Власти Узбекистана между тем поспешили сообщить об очередной амнистии. На этот раз из мест заключения на свободу выйдут более трех тысяч человек. Примечательно, что среди амнистированных будут и лица, осужденные за преступления против конституционного строя. Их число составит около 400 человек. Алексей Малашенко подчеркнул, что, несмотря на то что «грузинскими событиями напугана вся элита в Центральной Азии, даже те, кто понимает, что повторение «бархатной революции» невозможно, каждый лидер, в том числе и узбекский, заранее предпринимают упредительные шаги». Что же касается финансирования, то, по мнению экспертов, здесь больше разговоров, чем возможностей. Конечно, Америка выражает недовольство нарушениями в области прав человека, однако ее куда больше волнует коррупция.