3 февраля в Баку будет подписано кредитное соглашение о финансировании проекта Баку-Тбилиси- Джейхан (БТД). Главы компаний-участниц BTC Co (оператор строительства и эксплуатации БДТ), а также международных финансовых организаций подпишут соглашение со всеми кредиторами проекта и правительствами Азербайджана, Грузии, Турции.
Сложности с пропуском нефтеналивных судов через Босфорский пролив могут стать решающим аргументом в усилиях Азербайджана вынудить Россию подключиться к прокачке своей нефти по строящемуся трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
Босфор вот-вот встанет. Такая же ситуация и в районе Дарданелл. Причина - январские штормы и густые туманы. Чтобы избежать возможных столкновений танкеров, турецкие власти резко ограничили пропуск крупнотоннажных судов через свои проливы. Босфорская "пробка" уже отразилась на нефтяном рынке Западной Европы, вызвала перебои в работе нефтеперерабатывающих заводов Испании, Франции, Италии, Германии. Из-за проблем в Босфоре вынуждена остановить на неопределенное время один из своих "черноморских" нефтепроводов и Россия, входящая в число основных поставщиков сырой нефти в европейские страны, - хранилища переполнены, загрузка стоящих на рейде танкеров теряет всякий смысл. Проблемы в турецких проливах затронули и Украину: произошел сбой в графике транспортировки более 370 тыс. тонн нефтепродуктов из России в Европу через Одесский морской торговый порт.
Впрочем, не стоит винить только погоду. Правительство Турции и стоящие за ним инвесторы альтернативного "морскому" маршруту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан выжимают из сугубо природного фактора максимум выгод. Это дает основания некоторым европейским экспертам и нефтетрейдерам утверждать, что истинной целью принятого Анкарой решения является желание убедить всех в необходимости БТД и ускорить его строительство.
После ввода в эксплуатацию азербайджанского экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, то есть с 2005 года, его мощность составит 50 млн. тонн сырья в год. Если Анкара даже на 90% "сузит" транспортный коридор в Западную Европу, то ни Азербайджан, ни Грузия, ни Турция от этого не пострадают. Свою нефть Азербайджан будет прокачивать по БТД вместо маршрута Баку-Новороссийск, по которому в этом году намечено экспортировать в российский порт 2,5 млн. тонн сырья. А вот у России проблемы куда значительнее: ограничение пропуска танкеров через турецкие проливы резко сокращает ее экспортные возможности. Несмотря на то что в Москве недавно еще раз заявили, что проект Баку-Тбилиси-Джейхан экономически непривлекателен, России все же, видимо, придется гнать свою нефть по этому трубопроводу.
Посему в России с тревогой следят за ходом строительства трубопровода БТД. Учитывая не слишком благоприятные перспективы, Москва добивается от Азербайджана гарантий удвоения объемов транзитной нефти, перекачиваемой по нефтепроводу Баку-Новороссийск. Азербайджанская сторона против этого, поскольку, как сообщили "НГ" в Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), по расчетам, в 2003-2004 годах Баку уже теряет на прокачке своей нефти в Новороссийск 50 млн. долл. Высококачественная азербайджанская легкая нефть теряет в цене и от смешивания ее с российской нефтью более низкого качества. Азербайджанские официальные лица заявляют, что если эту же самую высококачественную нефть экспортировать на Запад, то страна имела бы дополнительных 50-100 млн. долл. в год.
Стремясь выжать максимум из столь кстати возникшей в турецких проливах ситуации, руководство концерна British Petroleum, под контролем которого через Азербайджан, Грузию и Турцию и прокладывается новый маршрут, предпринимает отчаянные усилия, чтобы закончить строительство вовремя, т.е. к концу нынешнего года, а во втором квартале 2005 года уже начать транспортировку азербайджанской нефти в Джейхан. Как сообщили "НГ" в ГНКАР, на начало 2004 года работы на трассе выполнены более чем на 50%. На сегодня к выполнению работ по проекту во всех трех странах привлечены примерно 12 тыс. человек.
Баку-Москва