На фоне завершившегося весьма успешного визита российского президента Владимира Путина в Казахстан между двумя странами осталась масса нерешенных проблем. В их основе лежит прежде всего усиливающаяся прозападная ориентация Казахстана, особенно в военной и топливно-энергетической сферах, что в последнее время заметно раздражает Москву.
В частности, осложняет двусторонние отношения расширение военного присутствия Казахстана в районе Каспия, считает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Астана уже вплотную подошла к созданию собственного флота для усиленной охраны нефтяных месторождений Каспийского шельфа. Дело в том, что добыча нефти на шельфе уже в ближайшее время, по оценкам специалистов, может составить до 150 млн. тонн в год. А все подводные энергетические "закрома" оцениваются в десятки триллионов долларов. Кроме охраны месторождений военные корабли будут сопровождать танкеры с сырьем к портам Ирана и Азербайджана. Покупать же казахстанскую нефть собираются США и ряд стран НАТО, которые уже вложили большие инвестиции в казахстанское дно Каспийского моря. Они же намерены профинансировать создание первых кораблей национального флота Казахстана.
Североатлантический альянс еще в марте прошлого года включил Казахстан в зону ответственности Южноевропейского флота НАТО. Это союзничество дает Казахстану возможность готовить кадры для формирования флота. И обучаться они будут на военных базах альянса в Турции, Греции, Италии и Испании.
В Москве при этом полагают, что ориентация Казахстана на западные военные технологии противоречит соглашению о создании объединенной системы ПВО государств СНГ от 1995 года (в частности принцип согласованной военно-технической политики в этой сфере).
Прозападная ориентация Казахстана дает себя знать и в топливно-энергетической сфере. Хотя самые крупные месторождения на шельфе Казахстан намерен разрабатывать с Россией, но США и ЕС пытаются переориентировать экспортные потоки каспийских энергоресурсов в обход российской территории. А речь идет о весьма прибыльных проектах: по оценкам специалистов, Казахстан занимает шестое место на планете по запасам природных ресурсов. В республике насчитывается более 170 нефтяных и около 100 газовых месторождений.
Пока президентам Путину и Назарбаеву удалось достичь компромисса в вопросе совместного освоения углеводородных ресурсов Северного Каспия. "ЛУКОЙЛ" и государственная нефтяная компания "КазМунайгаз" подписали соглашение о разработке скважин "Тюб-Караган" и "Аташская" в казахстанской зоне недропользования Каспийского моря. Кроме того, в нынешнем году должен стартовать и другой совместный проект российских и казахстанских компаний на месторождениях Курмангазы, Хвалынское и Центральное. В частности, в этот проект с российской стороны вовлечена через свою дочернюю компанию "Роснефть". Правда, Астана настаивает на включении в проект в качестве стратегического инвестора французской Total - в ущерб интересам "Роснефти". Другая пока не решенная проблема - существенная недозагрузка (почти на 50%) по вине Казахстана трубопровода Тенгиз-Новороссийск, большая часть которого пролегает через Россию.
Еще одной проблемой в двусторонних отношениях остается договор о продлении срока аренды Россией космодрома Байконур. Стороны подписали компромиссный вариант, предусматривающий срок аренды до 2050 года. Но Астана настаивает на необходимости продлить ныне действующий 20-летний договор аренды, истекающий в 2014 году, до 2044 года, тогда как Россия претендует на аренду до 2064 года. Впрочем, подвижки в этом вопросе есть: пока в подписанных документах не упоминается увеличение арендной платы за использование комплекса, как того хотела казахстанская сторона. А Россия в качестве компромисса разместит на космодроме совместный ракетно-космический комплекс "Ангара" с экологически безопасными компонентами ракетного топлива.
Впрочем, есть между двумя странами и такие точки соприкосновения, которые отличают их от других стран СНГ, отмечает аналитик Досым Сатпаев. Сегодня на постсоветском пространстве, пожалуй, только Россия и Казахстан демонстрируют достаточно высокие темпы роста экономики. Российские экономисты, зачастившие с визитами в Казахстан (такие, как Илларионов и Греф), отмечают, что страна в некоторых сферах экономики достигла больших успехов, нежели Россия. Свидетельствуют об этом и инвестиционная привлекательность Казахстана, и стабильно высокий рост ВВП (10,4% по итогам прошлого года), при этом прогнозы показывают, что Казахстан может увеличивать ВВП на 5-7% ежегодно, а промышленное производство - на 10%.