В предвыборной кампании Михаила Саакашвили самое активное участие приняла его жена, гражданка Нидерландов Сандра Рулофс.
Фото Reuters
Сегодня Центризбирком Грузии обнародует официальные итоги состоявшихся 4 января досрочных выборов президента республики. Однако окончательные цифры вряд ли будут существенно отличаться от предварительных - разве что в долях процента. Напомним, что, по предварительным данным, 36-летний лидер грузинской революции Михаил Саакашвили получил более 95% голосов. Четверо других кандидатов вместе не набрали и 5% голосов. Получить столь единодушную поддержку населения не удавалось еще ни одному из лидеров страны.
Грузия сейчас в ожидании 25 января, когда Михаил Саакашвили, самый молодой президент Европы, официально вступит в должность главы государства. По иронии судьбы инаугурация пройдет в день рождения экс-президента страны Эдуарда Шеварднадзе.
Закономерный триумф
Триумф Саакашвили был и предсказуем, и закономерен. Во-первых, народ голосовал за главного борца против выстроенной Эдуардом Шеварднадзе системы власти. Еще одна причина, по которой Михаил Саакашвили стал фаворитом президентской гонки, - его активная популистская политика сначала в должности министра юстиции, затем председателя столичного законодательного органа - сакребуло. Но если на очередных президентских выборах у него все же могли оказаться серьезные конкуренты, то на внеочередных Саакашвили оказался в компании людей, не имеющих даже теоретических шансов на победу. За Саакашвили проголосовала даже Аджария, лидера которой Аслана Абашидзе больше двух недель уговаривали провести выборы в автономии...
Теперь противникам предводителя грузинских "националов" только и осталось, что говорить об узурпации власти человеком, не имеющим даже предвыборной программы. Как сказала "НГ" одна из лидеров "Новых правых" Пикрия Чихрадзе, оппозиция специально закрыла глаза на нарушения в ходе президентских выборов, чтобы не мешать жизненно важному для страны процессу придания законности новой власти. Поскольку, как полагает госпожа Чихрадзе, в условиях безвластия страна могла бы оказаться перед угрозой гражданской войны.
Нынешние критики Михаила Саакашвили правы, говоря, что четкой программы у нового руководства Грузии не было. Действительно, она складывалась в ходе предвыборной кампании, когда главный, а по сути - единственный кандидат в президенты лишь обозначал приоритеты своей будущей деятельности. Во внешней политике - это явная ориентация на Запад и интеграция в европейские структуры, а также активизация сотрудничества со стратегическими партнерами, в первую очередь с Россией.
"Российская тема" стала лейтмотивом большинства выступлений Саакашвили и до, и после президентских выборов. Установление более тесных дружеских отношений с Москвой он называет одним из главных приоритетов нового руководства Грузии. "Первые шаги в этом направлении уже сделаны. У нас, естественно, есть свои национальные интересы, у России есть свои... Но мы обязательно найдем точки соприкосновения для того, чтобы начать новую эпоху в наших отношениях", - заявил он сразу после президентских выборов.
С мятежными автономиями новые власти церемониться не намерены
Главной внутриполитической проблемой новой власти Грузии были и остаются отношения с мятежными автономиями - Абхазией, Аджарией и Южной Осетией. После краткосрочного потепления вновь обостряются отношения с Батуми: аджарский лидер Аслан Абашидзе заподозрил новые власти в попытках повторить в подвластной ему автономии "тбилисский сценарий" захвата власти и уже через несколько дней после президентских выборов вновь изолировал Аджарию от остальной Грузии. В Тбилиси такое решение Абашидзе расценили как противоречащее Конституции и пригрозили "вплотную заняться" Аджарией после инаугурации Михаила Саакашвили.
Еще сложнее проблемы с Абхазией и Южной Осетией. Да, и в Сухуми, и в Цхинвали заявляют о готовности к диалогу с Тбилиси - но с существенными оговорками: это, мол, должен быть разговор равных.
Как сказал в интервью "НГ" президент Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты, "в Тбилиси должны понять, что уже двенадцатый год Южная Осетия является самостоятельным, не зависимым от Грузии государством". "Лично я готов встретиться с новым президентом Грузии. Но у руководства Южной Осетии есть одно условие: диалог может быть продолжен лишь в том случае, если официальный Тбилиси даст политическую оценку событиям 1989-1992 годов и признает действия грузинской стороны в тот период геноцидом в отношении осетинского народа".
"Хотел бы предостеречь: на любые попытки силой "урегулировать" грузино-осетинский конфликт мы в состоянии дать адекватный ответ", - заявил лидер Южной Осетии.
На тех же позициях стоят и власти Абхазии. Как заявил "НГ" абхазский премьер-министр Рауль Хаджимба, Сухуми заинтересован в сохранении переговорного процесса, проходящего под эгидой ООН и при посредничестве России. Хаджимба уверен, что с приходом к власти Михаила Саакашвили политический курс Грузии не претерпит существенных изменений. А это значит, что Абхазия будет и далее проводить "политику, исходя из своих национальных интересов".
Напомним, что Саакашвили пообещал, что нынешние президентские выборы - последние, которые не были проведены в Абхазии и Южной Осетии. Каким образом новый президент собирается восстановить территориальную целостность страны, что за десять лет не удалось такому опытному политику, как Шеварднадзе, Саакашвили не говорит.
В социальной сфере - курс на уравниловку
Серьезные перемены новый президент сулит и в социальной сфере. Проблемы в ней копятся в геометрической прогрессии. Перед выборами спонсорскими усилиями Запада удалось раздать месячные зарплаты и пенсии, но это не значит, что столь же легко дело пойдет и дальше. Саакашвили и его команда прекрасно понимают, что значит не оправдать доверия народа, имеющего за плечами такой опыт, как "революция роз".
Показатель того, что новый президент со своей командой готовы менять жизнь к лучшему, - начавшаяся реальная борьба с коррупцией. Генпрокуратура уже возбудила уголовные дела против нескольких высокопоставленных чиновников в правительстве Шеварднадзе, ожидают своей очереди и другие. По инициативе Саакашвили в парламент внесен законопроект о налогообложении признаков роскоши - престижных квартир, дач, дорогостоящих машин, драгоценностей и т.д.
Такие методы уже сейчас вызывают недовольство состоятельных граждан страны. При том что у Саакашвили не самые теплые отношения как со сторонниками прежней власти, так и с его собственными соратниками, в частности с нынешней и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе. Характерным в этом смысле стал эпизод, когда в тбилисском Сионском кафедральном соборе на Рождество собрались сразу три президента - действующий (Нино Бурджанадзе), бывший (Эдуард Шеварднадзе) и будущий (Михаил Саакашвили). Причем каждый из них старательно избегал ситуации, при которой оказался бы рядом с двумя другими, несмотря на усилия Католикоса-Патриарха Илии Второго пристроить всех троих на специальное место для почетных гостей.
Бывший и будущий президенты Грузии сейчас живут в правительственном поселке Крцаниси. Похоже, это соседство настолько неприятно Саакашвили, что он велел подыскать ему обычную трехкомнатную квартиру в центре Тбилиси. К тому же он намерен работать не в 11-этажной шеварднадзевской Госканцелярии, а в реконструируемой сейчас двухэтажке Главного управления дорожной полиции Грузии.
Вместо России грузинский президент поедет в США?
Все эти дни Саакашвили принимает поздравления от глав иностранных государств. Получил он уже и официальные приглашения от Джорджа Буша и Герхарда Шредера - сразу после инаугурации посетить США и Германию. Кроме того, по поручению президента Буша на церемонию инаугурации Михаила Саакашвили в Тбилиси прибудет госсекретарь США Колин Пауэлл. Напомним читателям "НГ", что во время предвыборной кампании Михаил Саакашвили не раз заявлял, что свой первый официальный визит в ранге президента Грузии он совершит в Москву.
Тбилиси-Москва