Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор"
В политике стран Запада и России в отношении стран СНГ существует базовое различие. Наша внешняя политика будет скорее всего неэффективна и затратна, а западная - хоть и затратна, но более эффективна. США и страны ЕС пытаются установить контроль над ключевыми моментами, будь то политическая структура, энергетические, финансовые или информационные потоки. Россия все еще пытается контролировать территории, а это требует намного больших ресурсов - нужно сажать своих администраторов, солдат и т.д. Россия и дальше будет идти в логике силового, административно-территориального мышления. Надо поддерживать наших нефтяников, газовиков, электросетевиков, которые более эффективны во внешней политике просто потому, что энергоресурсы нужны всем. Вместо этого Россия будет поддерживать силовиков. Попытка управлять ситуацией старыми, примитивно-империалистическими методами - это традиционное мышление, исходящее из того, что нас должны бояться. Пока в российской внешней политике берет верх достаточно тусклая и малопродуктивная силовая составляющая. Думаю, она будет брать верх и в будущем.
Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Россия попытается и в предстоящем году сохранить значительную часть своего влияния. Но о доминантах говорить пока рано. Бывшие республики европейской части СССР за исключением Белоруссии ориентированы на Европу и США, стремятся хоть когда-нибудь приобщиться к ЕС, к жизни в Европе. На Украине это направление символизирует фигура Ющенко. Поэтому и Молдавия отказалась от уже фактически подготовленного российского плана урегулирования в Приднестровье. Эту тенденцию выражают и новые руководители Грузии, пришедшие к власти после отставки Шеварднадзе. Пока сильны такие тенденции, говорить о доминировании РФ на постсоветском пространстве нельзя. В Центральной Азии продолжится довольно инерционное соперничество между РФ и США. Существенные изменения вряд ли произойдут и в будущем. Тот факт, что американцы уже играют на этой площадке, зафиксировали пока небольшое, но все-таки военное присутствие, свидетельствует о том, что доминирования РФ в Центральной Азии нет. Но позиции России в регионе достаточно сильны, и она вполне способна в дальнейшем их укрепить.
Сергей Маркедонов, завотделом международных отношений Института политического и военного анализа
Российская дипломатия до сих пор не свыклась с мыслью о том, что США стали игроком на постсоветском пространстве. Мы привыкли, что это наша внешнеполитическая собственность. Но в политике так не бывает. За все интересы и территории нужно вести борьбу, предлагать инвестиционно и политически интересные проекты. Сейчас мы не можем предложить нашим соседям ни стабильности, ни экономического процветания, ни эффективного разрешения этнополитических проблем. Когда мы говорим о взаимоотношениях России и США на территории СНГ, не стоит все сводить исключительно к соперничеству. Американцы - игроки, это сильная держава. Они могут предложить гранты, выгодное экономическое сотрудничество. А России пока сложно в этом с ними тягаться. Поэтому где-то мы можем идти на соперничество, где-то - на сотрудничество. Нужно соотносить нашу политику в странах СНГ с глобальными общемировыми политическими процессами. Мы этого не делаем, потому что стратегии у нас нет ни в одной сфере. Страна занята рейтингом, не до того. Все наши игры в административные ресурсы, в управляемые демократии портят наш имидж, создают непривлекательность. Идея либеральной империи - хорошая идея, но что мы будем экспортировать нашим братьям по СНГ? Коррупцию? Административный ресурс? У них своих предостаточно. Нужно быть привлекательными, тогда можно конкурировать и соперничать с американцами. Нужно не казаться, а быть великой державой.
Вячеслав Игрунов, заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ
Сегодня Россия на постсоветском пространстве проводит негибкую политику, которая отчасти уничтожает плоды сделанного. Если это будет продолжаться и дальше, то Россия утратит свою позицию. Возможное отвоевывание позиций вызывает большой скепсис.
Прежде всего полем наиболее ожесточенной борьбы между РФ и США на постсоветском пространстве станет Украина. Учитывая, что она самый сильный экономический субъект на постсоветском пространстве после РФ, от того, кто будет избран президентом и с какими полномочиями, зависит дальнейшая судьба российско-украинских отношений. Второе обозначенное направление - Грузия. Совершенно очевидно, что нынешнее руководство Грузии, которое, вероятно, сохранит лидерство на ближайшее время, будет ориентировано на США. Между Россией и Америкой развернется борьба за нюансы этой ориентации. Москва попытается сохранить остатки своего влияния в Грузии. Но все не так безнадежно для России. Тот же визит Иванова во время кризиса еще повысит статус РФ в глазах граждан Грузии. Несмотря на то что совсем недавно РФ была абсолютно доминирующим субъектом в Молдавии, сегодня Россия отступает на задний план. Без нее еще ничего нельзя решать, но европейцы могут поддержать позиции, не очень дружественные для Москвы. Что касается центральноазиатских стран СНГ, то за влияние на этом пространстве, за гегемонию борьба продолжится. Ее прологом может стать борьба за Туркмению. Здесь у РФ и США начинают вызревать принципиально разные подходы. Большие сложности у нас пока в Таджикистане. Наиболее спокойным в плане конкуренции между Москвой и Вашингтоном кажется Казахстан. Но движение к ЕЭП, инициатором которого был Казахстан, вызывает в США очень сильное раздражение. Поэтому не исключаю, что уже в будущем году американцы найдут какую-то проблему между Россией и Казахстаном, чтобы поссорить две страны. Самое важное, чего Россия сейчас может достичь на постсоветском пространстве, - быстро пройти путь сближения с Казахстаном, чтобы мелкие разногласия уже не могли разрушить этот альянс. Единственное, что удастся сохранить, - влияние в Армении. Все остальное будет, к сожалению, даваться с большим трудом.
Олег Кулаков, эксперт по Среднему Востоку, кандидат исторических наук, полковник
Позиция России по всем векторам внешней политики станет несколько жестче. Поскольку в ближайшем будущем основные события развернутся вокруг Центральной Азии, Ирана, Афганистана и Ближнего Востока, то и Россию и США ожидает корректировка курса. Кардинальных изменений в российской внешней политике следует ожидать после переизбрания Путина. Москва станет активнее. Американцы до собственных президентских выборов не станут менять отношения с Россией. То есть нам дается некий карт-бланш. К тому же в той или иной мере оказывать влияние на мировую политику будут события на дуге Ближний Восток-Иран-Афганистан-Пакистан.