Очередные российско-белорусские переговоры, прошедшие в начале недели как в Москве (по вопросам создания совместного газотранспортного предприятия), так и в Минске (по поводу перспектив введения единой валюты), показали, что компромисс ни по одному из вопросов не найден.
Вице-премьер России, министр финансов Алексей Кудрин встречался вчера в Минске с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским. В результате вопрос о введении рубля как единого платежного средства на территории Союзного государства "завис" до февраля следующего года.
Вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, побывавший в Москве, уехал от председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера с предложением "ускорить процесс подписания контракта на поставки газа в 2004 году на рыночных условиях". Это означает, что в Минске так и не согласились идти на уступки при создании СП на базе "Белтрансгаза". Хотя, по официальной версии, переговоры решено продолжить.
Совершенно очевидно, что отдельные вопросы интеграции не будут решены до тех пор, пока не появиться принципиальная договоренность двух президентов о принципах объединения двух стран. Напомним, что российская сторона предлагает два пути интеграции: либо вхождение Белоруссии в состав РФ "хоть целиком, хоть регионами", либо по принципу Евросоюза, когда интегрирующиеся государства сохраняют свою самостоятельность. На прошлой неделе, когда министры пытались найти взаимопонимание по вопросам конкретных форм этой самой интеграции (создание СП по транспортировке газа, введение единой денежной единицы), Путин, отвечая в прямом эфире на вопросы россиян, еще раз подтвердил принципиальную позицию России по этому вопросу.
Александр Лукашенко идею интеграции поддерживает, но объединяться желает по принципу: всеми правами обладает Белоруссия, всеми обязанностями - Россия. Если СП на базе белорусского, то контрольный пакет только белорусский, если валюта общая, то и печатать деньги каждый имеет право. Самым главным результатом интеграции должно стать появление на российском политическом поле игрока по фамилии Лукашенко. Белорусский президент не готов отдать управление хоть и маленькой (3% российской), но своей вотчиной. В надежде на изменения российской политической конъюнктуры, главный интегратор формулирует все новые и новые условия объединения, заведомо зная, что Россия их не примет.
Желания Минска владеть контрольным пакетом акций в создаваемом СП, продать акции белорусских предприятий как можно дороже, иметь в руках инструменты проведения денежно-кредитной политики противоречат интересам России, но не здравому смыслу. Тогда как требование компенсировать белорусскому бюджету потери от снижения налоговой нагрузки на предприятия Белоруссии при выравнивании условий хозяйствования (одно из белорусских условий введения единой валюты) идет вразрез со всеми экономическими теориями.
Минск