За последние два дня президент Белоруссии Александр Лукашенко развил бурную внешнеполитическую деятельность. Давно не вылетавший никуда дальше Москвы белорусский лидер со вчерашнего дня находится в заграничных разъездах. Едва переговорив с президентом Сирии Башаром Асадом, он из Дамаска отправился в Женеву, где завтра выступит на второстепенном саммите по вопросам информационного общества. В Сирии Лукашенко оказался во второй раз. В первое посещение у него сложились весьма теплые отношения с бывшим президентом этой страны Хафезом Асадом, отцом нынешнего главы государства. "Этот визит Лукашенко нацелен на активизацию двусторонних отношений с новым руководством Сирии и дальнейшую координацию позиций стран на мировой политической арене, - сообщила пресс-служба Лукашенко. - В центре внимания также перспективы наращивания объема и расширения номенклатуры белорусского экспорта, увеличение поставок белорусской автомобильной техники, определение новых отраслей сотрудничества, вопросы содействия привлечению сирийских инвестиций". Накануне своего визита в Сирию Лукашенко заявил, что переговоры будут прозрачными, закрытых тем не будет. Тем не менее неофициальные источники не раз называли Сирию одним из главных партнеров Минска по нелегальной торговле оружием.
Перед отъездом, в понедельник, Лукашенко провел со своими министрами совещание по вопросам внешней политики, главными пунктами которого стали перспективы развития отношений с западными государствами и США. Впрочем, о состоявшихся выборах в Госдуму РФ тоже поговорили: "Российская Федерация была и остается основным внешнеполитическим приоритетом Белоруссии", - вот все, что просочилось в прессу. Зато касательно Европы и США на совещании у президента детально обсуждалось, как совместить взаимные интересы страны и западных государств-партнеров в различных областях - политике, безопасности, экономике. Эксперты "НГ" предполагают, что это свидетельствует о том, что белорусский лидер потихоньку дистанцируется от России и пытается налаживать отношения со всем остальным миром, порядком подпорченные год назад, вследствие чего он был объявлен персоной нон грата.
Об этом свидетельствует тот факт, что за последние недели международная деятельность Лукашенко заметно активизировалась. В ноябре он дал интервью немецкому журналу "Шпигель", за несколько дней до своей поездки в Сирию несколько часов общался с корреспондентами крупнейшей сирийской газеты "Аль Баас". Причем интервью было настолько всеобъемлющим, что простое изложение затронутых в нем вопросов в отчете пресс-службы Лукашенко заняло несколько страниц. Затем из Тегерана приехал председатель нижней палаты белорусского парламента Вадим Попов. Он договорился, что в первом квартале следующего года в Минске примут президента Ирана Мохаммада Хатами.
Напомним, что в ноябре прошлого года Лукашенко оказался в центре международного скандала, после которого ему и еще семи белорусским чиновникам был официально закрыт въезд в Европу и Америку. Несмотря на то что через несколько месяцев запрет сняли (был найден компромисс с международными структурами, и в Минске возобновил деятельность офис ОБСЕ), неприятный осадок остался надолго. Даже в пресс-службе белорусского МИДа сразу не смогли вспомнить, когда Лукашенко последний раз был в Европе. После скандала белорусский президент возложил все свои надежды на Москву, но после обострения газового вопроса явно решил переориентироваться на Запад. Возможно, почву для такой политики белорусский лидер уже и начал прорабатывать.
Минск