Вчера Кишинев окончательно отказался от российского плана урегулирования приднестровской проблемы. Президент Владимир Воронин на пресс-конференции заявил, что в ближайшее время Молдавия разработает собственный план, который "будет учитывать как проект российского меморандума, так и предложения ОБСЕ".
Еще одной сенсацией стало заявление Воронина о том, что Кишинев поддерживает предложение госсекретаря США Колина Пауэлла о вводе в Приднестровье международных миротворческих сил. Вчера он заявил: "Эту идею надо развивать, и такой вариант может способствовать ускорению процесса вывода российских войск из Приднестровья и окончательному урегулированию приднестровского конфликта". Правда, он добавил, что все еще не исключает присутствия российских миротворцев в составе контингента, который будет подчиняться объединенному командованию под эгидой ОБСЕ и Евросоюза.
Заявления Воронина, видимо, напрямую связаны с жесткой критикой, прозвучавшей в начале недели в адрес России со стороны министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ на ежегодном заседании, состоявшемся в Маастрихте. Так, госсекретарь США Колин Пауэлл, комментируя ситуацию в Грузии и намекая на недавнюю встречу в Москве лидеров трех грузинских автономных республик, заявил: "Сепаратистские элементы, пытающиеся ослабить территориальную целостность Грузии, не должны получать никакой помощи..." Он также напомнил Москве о необходимости соблюдения сроков вывода российских войск из Грузии и Молдавии. Эти заявления прозвучали, по сути, в поддержку позиции и.о. грузинского президента Нино Бурджанадзе, также принимавшей участие во встрече в Маастрихте.
Столь резкие заявления вызвали протест российской делегации. В результате подписание итоговой политической декларации и текста региональных заявлений по Грузии и Молдавии было сорвано. "Россия не вмешивалась и не будет вмешиваться во внутренние дела других государств и не одобряет страны, которые это делают, - прокомментировал высказывания Пауэлла министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. - Мы были свидетелями вмешательства в дела Грузии и Молдавии не со стороны России, а со стороны других государств".
Член Научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что последние события не приведут к "большому скандалу": "Россия уже почувствовала, что у нее достаточно сил, чтобы на этом этапе сыграть особую роль в конфликтах на территории СНГ. Главное, чтобы она не абсолютизировала свою роль и не шла на откровенное противостояние с ОБСЕ. За последние месяцы наши дипломаты кое-чему научились".
Кстати, мысль об усиливающемся влиянии России на территории СНГ косвенно подтвердил вчера и молдавский президент. Сделав много громких прозападных заявлений, Воронин признал и то, что "Россия остается нашим стратегическим партнером", и то, что "есть реалии, которые мы должны учитывать". Последнее касалось поставок российского газа, от которых полностью зависима Молдавия. Поэтому как оправдания и извинения перед Москвой прозвучали слова Воронина: "Если в настоящий момент Молдавия и дистанцировалась от России, то очень недалеко и на короткий период..."