Последние события в Закавказье привели к тому, что иностранные инвесторы обратили внимание на украинские нефтепроводы, по которым каспийская нефть может транспортироваться в Европу. Так, на прошлой неделе в Брюсселе вице-премьеры Украины и Польши Виталий Гайдук и Марек Поль подписали соглашение о западном направлении эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды", что предполагает срочную достройку его польской ветки до города Плоцк.
Комиссар Евросоюза по вопросам энергетики и транспорта Лойола де Паласио и украинский и польский вице-премьеры подписали также трехстороннее коммюнике, в котором содержится призыв к заинтересованным частным западным компаниям присоединиться к достройке трубопровода от Брод до Плоцка совместно с украинской "Укртранснафтой" и польской Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych (PERN).
Как отметил уполномоченный Украины по вопросам реализации проектов ЕвроАзиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) Михаил Гончар, "проект особо приоритетен для Евросоюза как с точки зрения энергетической безопасности, так и расширения возможностей транспортировки нефти с перспективных месторождений Каспия на европейский рынок". Подписанные соглашения, по словам Гончара, дали старт "началу практической работы" по строительству ветки Броды-Плоцк. По подсчетам экспертов, строительство займет около полутора лет (если будут оперативно решены проблемы, в частности, связанные с выделением земельных участков для прокладки трубопровода).
Таким образом, Киев окончательно отказал российским нефтяникам в рассмотрении вопроса о возможности временного использования Одесса-Броды в режиме реверса. Украинский вице-премьер Виталий Гайдук подчеркнул, что российская нефть может поставляться к Черному морю по недавно реконструированным приднепровским магистральным нефтепроводам.
Напомним, изначально маршрут Одесса-Броды создавался именно с целью диверсификации для Европы источников поставок нефти. Этот трубопровод был рассчитан на нефть, поставляемую также по маршруту Баку (Азербайджан)-Супса (Грузия), а далее танкерами по Черному морю нефть переправлялась бы к построенному в Одессе терминалу. По той же схеме планировались поставки казахстанской нефти маршрутом Тенгиз-Новороссийск.
Однако в связи с тем, что строительство застопорилось и завершенная часть нефтепровода простаивала, российская компания ТНК летом предложила украинскому правительству так называемый реверсный вариант, согласно которому нефть могла поставляться из магистрального нефтепровода "Дружба" до терминала в Одессе. Дальше, как и в первом случае, - по морю. Это предложение до сих пор поддерживал президент Украины. Кроме того, интересы российской компании на Украине лоббировал и глава концерна "Интерпайп", зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук, который, по некоторым сведениям, тесно сотрудничает с российской "Альфа-групп" Михаила Фридмана, являющегося основным акционером ТНК.
Всего в следующем году Украина планирует перекачать по маршруту Одесса-Броды 18 млн. тонн нефти - равные объемы российской и каспийской. Планируется, что после постройки участка Броды-Плоцк мощность нефтепровода Одесса-Броды будет увеличена до 40-45 млн. тонн в год. Такая загрузка может быть обеспечена после разработки перспективных каспийских месторождений, в которой задействованы многие страны, в том числе США.
Киев