0
884
Газета СНГ Интернет-версия

28.11.2003 00:00:00

Зураб Жвания: "Мы пришли с амбицией сделать Грузию лучше"

Тэги: грузия, жвания


- "Революция роз", которую вы и ваши соратники совершили, вызывает неоднозначную реакцию в политических кругах. События 22-23 ноября называют и узурпацией власти, и вооруженным государственным переворотом. Вы, конечно же, с этим не согласны?

- Я не считаю, что это был государственный переворот. Это было массовое выступление народа в защиту своих конституционных прав. Я продолжаю оставаться на этой позиции. В революцию же с розами это переросло тогда, когда мы так и не получили вразумительного ответа от предыдущего правительства на наши требования. После этого народ вместе с нами стал требовать отставки президента Шеварднадзе.

Под давлением народа президент и подал в отставку. Я хочу особо подчеркнуть, что при этом не было никакого применения оружия и насилия, слава Богу, ни с одной, ни с другой стороны. Уже с первых минут революции было ясно, что полиция и силовые структуры на стороне народа и не применят оружия, какой бы приказ они ни получили. К счастью, не нашлось и человека, который осмелился бы отдать приказ применить силу против собственного народа. После того как президент Шеварднадзе ушел в отставку, весь процесс идет в точном соответствии с законодательством страны.

- Что вы можете сказать о роли министра иностранных дел России Игоря Иванова в мирном разрешении политического кризиса?

- Игорь Сергеевич сыграл очень значительную роль в том, что в Грузии не пролилась кровь и кризис разрешился мирным путем. То, что президент Путин счел необходимым в эти тяжелые для Грузии дни прислать министра иностранных дел, является безусловным показателем того, насколько Россия заинтересована в стабильной мирной Грузии. Мы ценим это решение Владимира Владимировича Путина, мы ценим то, с каким посланием приехал министр иностранных дел России в Тбилиси, как тщательно и в то же время деликатно он работал в течение двух дней и с оппозицией, и с президентом Шеварднадзе. Ему принадлежит огромная заслуга в том, что это противостояние завершилось мирным и достойным образом. Без участия Иванова, я считаю, было бы очень сложно представить тот диалог, который состоялся между президентом Шеварднадзе и лидерами оппозиции, в котором участвовал и я.

Хочу отметить, что Игорь Иванов пытался найти решение кризиса без отставки президента. Но, к сожалению, процессы развивались слишком стремительно и настроения народа настолько радикализировались, что иного выхода уже не было.

- Могли бы вы рассказать, в какой атмосфере проходила эта историческая встреча в Крцанисской резиденции президента вечером 23 ноября.

- Эта встреча действительно войдет в историю Грузии. Президент Шеварднадзе был на удивление спокойным, я бы даже сказал в каком-то возвышенном расположении, совершенно не проявляя никаких признаков нервозности. Это была тяжелая встреча. Было бы намного легче и мне, и Мише Саакашвили, если бы он ругался с нами, доказывал нашу неправоту. Но он был спокоен и уравновешен и говорил, что принял решение об отставке из чувства долга и ответственности за будущее своей страны. Он вел себя очень доброжелательно, а не как раздраженный, озлобленный человек. Президент говорил ровным, спокойным голосом о том, что всю жизнь честно служил своей стране и своему народу, много чего сделал, но, бывало, допускал и ошибки. Были и советы нам. Он поделился своим мнением, что считает главным и важным для Грузии в будущем. А когда дошло до главного, просто сказал, что уходит, не ставя абсолютно никаких условий. А нам пожелал успехов. Он ушел красиво, достойно...

- Были ли после этого у лидеров революции какие-либо контакты с экс-президентом?

- Я бы не хотел называть Шеварднадзе экс-президентом. Президент и после отставки остается президентом. После той встречи никто из нас с ним не контактировал, хотя я ежедневно звоню шефу его личной охраны, чтобы удостовериться, что никаких проблем у президента нет. В ближайшее время мы примем соответствующий акт, обеспечивающий не только проживание Шеварднадзе в той же резиденции, где он жил все эти годы, но и о предоставлении ему охраны и всего необходимого, что полагается президенту по рангу, даже если он в отставке. Я хочу, чтобы и к бывшим президентам мы относились с должным уважением.

- Собираются ли молодые политики, пришедшие к власти в Грузии, использовать опыт и авторитет президента Шеварднадзе? Или ему придется писать исключительно мемуары для потомков?

- Не так давно я смотрел, как турецкое руководство послало бывшего президента Турции Демиреля заниматься урегулированием ближневосточного конфликта. Я считаю, что и авторитет и опыт Шеварднадзе должен быть использован. Надеюсь, он не будет против.

- Какие планы у новой администрации Грузии на ближайшее время, пока в стране не будет избран президент и парламент? Ведь эти 45 дней до выборов - испытательный срок для оппозиции.

- Сейчас для нас главное не допустить хаоса в стране и вернуть жизнь в нормальное русло. Не допустить перебоев в обеспечении хлебом, энергоснабжении, постараться подтянуть бюджет и подготовить основу для проведения справедливых демократических выборов. Как можно скорее нужно справиться и с "издержками" революции. Очень скоро завершится формирование новых правительственных структур, и, естественно, мы будем категорически пресекать такие проявления, как захват административных зданий и власти на местах. Мы уже обратились к правоохранительным органам и руководителям администраций пресекать любые факты самоуправства и действий от нашего имени. Других методов мы не признаем. Революция закончилась, сейчас в Грузии должен быть восстановлен порядок и законность.

- Последние политические события в Грузии еще больше обострили отношения между центром и Аджарией. Автономия закрылась от остальной страны, ввела чрезвычайное положение. А аджарский лидер начал интенсивные переговоры с представителями других грузинских автономий - Абхазией и Южной Осетией. Как вы собираетесь решать эту проблему?

- Аджария - особая тема. На днях я имел телефонную беседу с Асланом Абашидзе и выразил крайнюю заинтересованность в поддержании постоянного диалога. Мы хорошо понимаем, что отношения с Аджарией требуют особого подхода, что руководство автономии должно быть вовлечено в разработку всех проектов строительства государства, в принятие всех важных решений. Так что с нашей стороны мы сделаем все возможное и даже невозможное, чтобы не возникало никаких трений с Аджарской автономной Республикой, которая является значительной частью нашего государства.

- Как будут строиться отношения теперь уже партии власти с бывшими коллегами по оппозиции, если учесть, что многие из них "не поняли" бархатной революции и все больше говорят об узурпации власти националами и демократами?

- Чтобы обеспечить условия для свободной и нормальной избирательной кампании, мы настроены на сотрудничество со всеми. Мы даже готовы, если это будет возможно на этом этапе, рассмотреть изменения в избирательном законодательстве с целью снижения проходного барьера в парламент, чтобы обеспечить в высшем законодательном органе широкий политический спектр.

- "Национальное движение" и блок "Бурджанадзе-демократы" решили единым блоком выступить на парламентских выборах. Что стоит за этим решением?

- Мы хотим создать новую Грузию, где решения больше не будут приниматься единолично, где политическая система не будет ориентирована только на одного человека, только на президента, где произойдут серьезные, глубокие конституционные изменения, где будет введен кабинет министров, где парламент будет иметь более широкие полномочия. Скорее всего мы возьмем за основу французскую моделью государственного устройства, при котором не один человек, а команда единомышленников принимает решения и делит между собой ответственность.

- Как новая администрация Грузии собирается строить отношения с Россией?

- Среди достаточно тяжелого наследия, доставшегося нам от прежнего правительства, одна из главных проблем - это ворох неразрешенных вопросов в отношениях с Россией. Здесь есть очень много вопросительных знаков и препятствий на пути к нормальному и добрососедскому сотрудничеству. Оставаясь приверженцами европейского развития Грузии, одним из главных приоритетов при этом мы считаем нормализацию российско-грузинских отношений. Мы бы хотели начать качественно новый этап в сотрудничестве между нашими государствами, отличающийся конструктивностью и плодотворностью.

- Символом революции стали розы. Кадр, когда лидер "Национального движения" Михаил Саакашвили во главе депутатов от оппозиции ворвался в зал заседаний парламента с цветами в руках, обошел практически все телеканалы. Кто снабжал революцию розами? Их ведь было действительно неимоверное количество.

- Те же люди, кто постоянно снабжает город цветами в любое другое нереволюционное время. Просто кто-то додумался до этого, а все остальные подхватили, шли и покупали цветы и затем дарили их тем, кто стоял по ту сторону баррикад и полицейским.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
400
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
441
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
489
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
403

Другие новости