0
811
Газета СНГ Интернет-версия

25.11.2003 00:00:00

"Дело дойдет до гражданской войны"

Тэги: грузия, яковлев, шеварднадзе, прогнозы, отставка


- Как вы считаете, решение Шеварднадзе оставить свой пост, так сказать, без боя - это признание собственных ошибок, которые и привели к тому, что мы наблюдаем сегодня в Грузии?

- Я бы на его месте не ушел. Но президентское кресло уже сожжено...

Я не признаю слово "виноват". Особенно после того, как стал заниматься реабилитацией жертв политических репрессий. Я бы сказал, что Шеварднадзе "не смог". Ведь он по своей природе - человек ненасилия. Для него власть силы - это, скорее, мера для испуга, а не мера для действия. Недаром он отказался во время военного положения от президентских обязанностей и вверил все министру обороны, понимая, что насилие - это не дело президента. И на этот раз он до последнего искал способы мирного урегулирования конфликта.

- Но ведь поводом к революции послужила фальсификация итогов парламентских выборов, и Шеварднадзе к этому тоже был причастен...

- Обвинения по поводу выборов - это несерьезно. К тому же я исключаю, что было прямое распоряжение Шеварднадзе фальсифицировать результаты. Я не исключаю, что он мог даже ничего не знать об этом. Выборы - это просто повод, а причина кризиса гораздо сложнее - это те обещания, которые были даны во время прихода Шеварднадзе к власти, но ни одно из них не выполнено - ни об объединении, о консолидации Грузии, ни о повышении уровня жизни.

- То есть Грузия разочаровалась в лидере?

- Нужно сразу сказать - это не только вина Шеварднадзе: не были выполнены также программы парламента и правительства. И я не знаю, как в Грузии можно было выполнить все то, что народу обещалось, без опоры на соседей, на Россию в частности. У Грузии же ничего нет - ни природных ресурсов, ни квалифицированной рабочей силы, ни работающих производственных мощностей... И накопившаяся усталость народа, его разочарование всей властью в целом были перенесены на Шеварднадзе.

- А то, что грузинский президент сначала отказывался пересмотреть результаты парламентских выборов, а потом заявил, что готов объявить новые парламентские и досрочные президентские выборы, - попытка удержать власть?

- Политика есть политика. Она определяет, что возможно, а что невозможно сделать.

Я знаю Эдуарда Амвросиевича еще по совместной работе во времена СССР, когда он был министром иностранных дел, а я секретарем ЦК и председателем комиссии по международным вопросам, с 1985 по 1990 год. Это было нелегкое время крушения тоталитарного режима... Я считаю, что он человек достаточно умный, упорный в достижении своих целей, организованный и дисциплинированный, опытный.

Я знаю, что в свое время Шеварднадзе очень долго решал трудную для себя задачу - возвращаться ему в Грузию или нет, когда его пригласили представители всех существовавших тогда политических и военных сил. Он долго колебался. С одной стороны, он понимал всю сложность задачи, с другой - просто боялся новой ответственности. Я помню одно из первых писем, которое он мне написал после приезда: "Я не узнал свою Грузию. Я никогда не мог подумать, что грузин будет стрелять в грузина. А стрельба началась. И это меня очень тревожит".

- Сейчас ситуация может повториться?

- После отставки Шеварднадзе Грузия постепенно начнет разваливаться. Южная Осетия фактически не подчиняется приказам, идущим из Тбилиси. С Абхазией и Аджарией - тоже известно. Если не сразу, то постепенно дело дойдет до гражданской войны.

- Разве Аджария будет воевать?

- Пришло новое правительство. А в Аджарии ему скажут: вы не легитимны, вы не победили в честной борьбе, отдайте власть... У меня такое впечатление, что в Грузии сейчас много горячих голов. Много взрывной психологии и мало разума. Люди не могут себя остановить и подумать: а что дальше? В международном плане, во внутреннем. Что, денег добавится? Кто-нибудь будет спонсором? Разруха будет... И хаос. А больше ничего.

- Как вы считаете, может ли подобный опыт силового захвата власти распространиться на другие страны СНГ?

- Россию я бы в этот ряд не ставил. Да и на Украине, и в Белоруссии не может быть силового захвата власти и гражданской войны. Это эксклюзивная восточная и кавказская ситуация. Такая традиция... Посмотрите на Туркмению: войны не было, а захват власти был совершен одной личностью. Какие там свободные выборы! Или в Азербайджане, где власть была передана от отца к сыну. У грузин же уже появляется оружие, скоро начнется стрельба. Это идет от характера, от традиций народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1872
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1175
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
867
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1156

Другие новости