Владимиру Воронину российское предложение на руку.
Фото Reuters
Накануне саммита ОБСЕ в Маастрихте Москва выступила в начале текущей недели с весомой заявкой на урегулирование застарелого приднестровского конфликта. Представленный обеим сторонам сенсационный меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного молдавского государства имеет все шансы стать основой для преодоления переговорного тупика. Это хорошо проработанный, полновесный и серьезный документ.
Меморандум появился на свет в результате сложнейших консультаций, проведенных в течение нескольких месяцев первым замглавы администрации президента России Дмитрием Козаком с руководством Молдавии, Приднестровья, Гагаузии, а также Украины и ОБСЕ. По его словам, сейчас степень согласования документа между всеми сторонами довольно высока. "Если этот документ будет принят, - говорит Козак, - то подготовка новой Конституции - дело техники".
Предполагается, что Федеративная Республика Молдова (ФРМ) будет "демократическим суверенным федеративным государством, основанным на принципах единства территорий, единых принципах построения государственной власти, единого оборонного, таможенного и валютно-денежного пространства". По замыслу авторов, ФРМ должна стать нейтральной демилитаризованной страной. Условия и порядок упразднения вооруженных сил сторон предстоит урегулировать соответствующим федеральным законом.
К числу субъектов будущей федерации наряду с нынешней непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, отнесено также Гагаузское автономно-территориальное образование. Положение это также стало сенсационным. Тирасполь выступал против идеи подключения Гагаузии в качестве третьего субъекта, полагая, что сложившиеся реалии позволяют Приднестровью претендовать на иной статус. По проекту, впрочем, за ПМР закрепляется большее количество мест в сенате будущего двухпалатного федерального парламента.
Президента предложено избирать всенародным голосованием на пятилетний срок, а председателя правительства - назначать в сенате по представлению главы государства. При этом кандидатуры двух заместителей премьера должны быть согласованы с руководством субъектов федерации. При проведении международных переговоров по вопросам, затрагивающим интересы субъектов, правительству надлежит консультироваться с их представителями, обеспечив их участие в переговорах.
Субъекты самостоятельно будут формировать свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Каждый из них обзаведется конституцией, законодательством, собственностью, бюджетом и налоговой системой, а также символикой и прочими атрибутами государственности. На территории ФРМ предлагается объявить государственным молдавский язык, а в качестве официального - русский. На нем также будет вестись делопроизводство, то есть статус обоих языков практически одинаков. Также в субъектах будущей федерации могут быть признаны официальными и другие языки. За субъектами закрепляется и право выхода из федерации в случае ее присоединения к другому государству или полной утраты ею суверенитета. Решать этот вопрос предусмотрено на организованном в рамках субъекта референдуме.
Принять Конституцию объединенного государства также намечено на референдуме, итоги которого подведут отдельно - по федеральной территории и каждому из субъектов. Референдум предложено провести до 31 октября 2004 года, выборы сената - до 1 февраля 2005 года. Палату представителей планируется избрать до 30 апреля 2005 года, а федерального президента - до 31 мая того же года.
Власти Гагаузии уже поддержали российский проект. "По моему мнению, меморандум - весьма добротный документ, на основе которого возможно обеспечить объединение страны, - сказал "НГ" Георгий Табунщик, глава исполнительной власти республики.
Кишинев и Тирасполь, несомненно, выскажут немало существенных замечаний. Как заявил "НГ" пресс-секретарь президента Молдавии Валериу Реница, меморандум представляется документом, требующим вдумчивого анализа. Впрочем, по мнению аналитиков, президент Молдавии Владимир Воронин в значительной степени заинтересован в преодолении существующего переговорного тупика: если объединение не состоится, перспектива вступления в ЕС выглядит довольно туманной.
Кишинев-Москва