Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований (Москва)
Безусловно, ситуация вокруг Керченского пролива влияет на затягивание украинской стороной ратификации соглашения о ЕЭП. Но это не предлог, а следствие ухудшения отношения к России в украинском обществе из-за нашей совершенно непродуманной и безответственной кампании вокруг Тузлы. Россия добивается справедливой цели - совместного использования акватории Азовского моря. Но для ее достижения мы избрали самый неудачный метод. Опросы общественного мнения показали, какой громадный, негативный для нас сдвиг произошел на Украине в результате упражнений господ Рогозиных и чубайсовских идей о либеральной империи.
Владимир Сиденко, директор экономических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова (Киев)
До конфликта вокруг Тузлы в Верховной Раде было большинство голосов для ратификации соглашения о создании ЕЭП. А сейчас парламентарии заняли выжидательную позицию, и работа по ратификации соглашения не ведется. Министр иностранных дел Украины сказал по этому поводу, что он считает нецелесообразным ратификацию до момента окончательного урегулирования проблемы Керченского пролива. Правда, трудно сказать, насколько широко можно толковать это заявление - включает ли оно решение всех вопросов, связанных с границей? Ведь в таком случае вопрос может быть отложен на неопределенное будущее...
Руслан Гринберг, директор Института международных экономических и политических исследований РАН (Москва)
Конфликт вокруг Тузлы - всего лишь повод оттянуть ратификацию соглашения о ЕЭП. Это совершенно разные проблемы. Приходится констатировать, что Соглашение о ЕЭП находится в ряду привычных для СНГ договоров, которые, по существу, сводятся к ритуальным заклинаниям, определяются главным образом конъюнктурными внутриполитическими соображениями и поэтому имеют мало шансов на реальное осуществление. Курс Украины - в ЕС. И один только этот факт подрывает букву и дух соглашения "четверки". Поэтому украинская элита настроена на то, чтобы идею ЕЭП сделать чисто декларативной. Для того чтобы оттянуть ратификацию и дальнейшее выполнение соглашения, может быть использован любой предлог. В Москве к этому уже давно привыкли и вряд ли серьезно озабочены украинским подходом к идее ЕЭП. Тем более здесь знают, что после ратификации соглашения ничего особенно не изменится.
Вот уже более десяти лет все мы живем в очень неорганизованном дезинтегрированном экономическом пространстве. И это действительно обременяет экономическое развитие и Украины, и России. Но перспективы консолидации этого пространства на действительно интеграционной основе, то есть по образцу, хотя бы отдаленно напоминающему Евросоюз, не просматриваются. Несмотря на еще сохраняющуюся хозяйственную взаимозависимость, интересы стран разошлись настолько далеко, что суть их взаимоотношений может быть сведена к следующей формуле: мы уже не можем быть вместе, но еще не можем быть врозь.