Киев и Минск явно активизируют двусторонние контакты. После состоявшейся 9 октября встречи президентов Кучмы и Лукашенко в минувшие выходные в Киеве состоялись переговоры премьер-министров двух стран. Теперь готовится новая встреча президентов.
Показательно, что во время пресс-конференции по итогам встречи Янукович и Сидорский демонстрировали готовность решить все существующие проблемы быстро и безболезненно. Украинский премьер подчеркнул, что правительства намерены до конца года "выйти на нормальные отношения между двумя государствами".
Главы правительств Украины и Белоруссии встретились вначале тет-а-тет, а потом в рамках совещания правительственных делегаций. В результате Киев и Минск договорились расширить военно-техническое сотрудничество. Но основным вопросом стало устранение барьеров во взаимной торговле.
Так, по информации Госкомстата Украины, несмотря на то что последний год наблюдается тенденция роста объемов взаимной торговли (за восемь месяцев украинско-белорусский товарооборот увеличился на 31,36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 421,1 млн. долл.), это значительно меньше, чем было в прошлые годы. Ранее этот показатель достигал 1,3-1,5 млрд. долл.
Показательно, что Лукашенко и Кучма назвали одной из причин такой ситуации смену руководителей правительств на Украине и в Белоруссии. При этом аналитики отмечают, что президентская критика в адрес Януковича и Сидорского звучит уже не в первый раз, а поэтому речь может идти о скором обновлении составов правительств. Хотя в Киеве и Минске это диктуется разными причинами, в том числе политического характера...
Однако экономисты утверждают, что тенденция падения товарооборота между Украиной и Белоруссией к ротациям в правительствах не имеет отношения. Доминирующей причиной, по их мнению, следует считать список изъятий из соглашения о свободном режиме торговли между двумя странами, а также сокращение экспорта в Белоруссию ряда товаров украинского производства (среди них - сахар и сигареты). Кроме того, Украина сократила импорт белорусских промтоваров и автомобильной продукции.
Пока все эти вопросы остаются актуальными. Но зато сделаны первые шаги в решении "вечных проблем", в частности относительно украинского долга Минску. Министерства юстиции и финансов обеих стран сейчас отрабатывают механизм решения этой проблемы и обещают представить его до конца года. Затем может быть решен и другой сложный вопрос - вступление в силу Договора об украинско-белорусской государственной границе, подписанного еще 12 мая 1997 года, но до сих пор не ратифицированного.
Причем сейчас, по мнению политологов, диалог Киева и Минска может перейти на качественно новый уровень - вместо языка ультиматумов страны имеют возможность пойти на взаимные уступки и компромиссы. Дело в том, что нынешняя активизация украинско-белорусского диалога происходит на фоне ухудшения отношений Минска и Киева с Москвой.
После известия о том, что страны - участницы Единого экономического пространства (ЕЭП) не будут пользоваться экспортными энергоресурсами по российским ценам, Минск выдвинул Москве ряд ультиматумов. Среди них - отказ от введения давно планировавшейся рублевой зоны. Киев, не делая громких заявлений, де-факто ввел ряд торгово-экономических ограничений. Так, украинское правительство приняло новые, гораздо более жесткие правила контроля за деятельностью нефтеперерабатывающих заводов, большинство из которых принадлежит российским инвесторам.
В ближайшем будущем прогнозируется также введение новых пошлин на экспорт в Белоруссию российских нефти и газа. Известно, что Россия согласна поставить в следующем году 15 млн. тонн нефти на переработку в Белоруссию, из которых на нужды республики будет направлено только 7 млн. тонн. Остальное сырье в виде нефтепродуктов уйдет на экспорт через российских нефтетрейдеров. Белорусские эксперты говорят, что это приведет к перераспределению экспортных квот в пользу российских компаний, а белорусским предприятиям придется весь объем нефтепродуктов реализовывать только на внутреннем рынке. Это неизбежно приведет к убыткам белорусской стороны, которая вынуждена будет снизить объемы закупаемой в России нефти.
Пока известно, что белорусское правительство запросило у России на 2004 год 17 млн. тонн нефти и 20,5 млрд. кубометров газа. Но переговоры, проводимые белорусской стороной с российским Минэкономразвития по формированию единого топливно-энергетического баланса России и Белоруссии, еще не завершены. Стороны лишь зафиксировали свои позиции. При этом белорусский Минфин предложил ввести таможенный сбор на транзит российской нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии. Администрация президента Лукашенко поддержала это предложение, а Минэкономики, Минэнерго и "Белнефтехим" такой революционный шаг не одобрили.
Проект пока отложен, но его рассмотрение может быть возобновлено в любой момент. Тем более что российской стороне до завершения строительства нефтяного терминала в Санкт-Петербурге обойти стороной нефтепровод "Дружба", а также нефтепроводы на территории Украины невозможно. Только по нефтепроводу "Дружба" в 2003 году будет прокачано более 80 млн. тонн нефти. При таких объемах транспортировки введение предлагаемого таможенного сбора ударит по всем российским экспортерам нефти. Если эти меры будут согласованы с Киевом, а Украина к тому же рискнет повысить транзитные пошлины на нефть и газ, Москве, как полагают эксперты, придется идти на уступки...
На ноябрь запланированы (по отдельности) встречи Кучмы и Лукашенко с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым. Кстати, украинская делегация от национальной компании "Нефтегаз Украины" уже провела первый этап переговоров в Ашхабаде, достигнув договоренностей об увеличении закупок газа и строительстве транскаспийского газопровода, который даст возможность поставлять азиатский и азербайджанский газ в Европу напрямую, в обход России.
Если переговоры Минска и Киева пройдут под знаком взаимных уступок, в ближайшем будущем в СНГ может появиться новый ситуативный альянс, находящийся в конфронтации к Москве.
Киев