Свободное волеизъявление происходило под пристальными взглядами людей в форме.
Фото Reuters
Вчера Грузия выбрала новый парламент. Первые предварительные итоги выборов станут известны сегодня. То, что нынешние парламентские выборы особые и фактически являются проверкой жизнеспособности всех политических сил перед грядущими президентскими выборами, продемонстрировал сам ход предвыборной кампании. Об этом свидетельствует и пристальное внимание международного сообщества к выборам, и то значение, которое придается им внутри страны.
Голосования с таким накалом страстей в Грузии еще не было, хотя импульсивный кавказский темперамент общеизвестен. Активность электората была необычайно велика. С самого утра у избирательных участков толпился народ. Почти 2 млн. 600 тыс. избирателей надлежало отдать голоса 22 партиям и блокам и нескольким сотням мажоритарных депутатов. Но значительная часть граждан так и не смогла принять участие в выборах, несмотря на старания Центризбиркома привести списки избирателей в порядок. Тысячи человек не нашли себя в этих списках. По этой причине прямо с утра стали закрываться один избирательный участок за другим.
Весь день из разных районов поступала информация, больше напоминающая сводки с фронта. Где-то появились "неопознанные" вооруженные люди, диктующие свою волю, где-то избили несговорчивых наблюдателей, куда-то вовремя не доставили бюллетени или доставили, но часть по дороге "потеряли".
Нарушения тщательно фиксировались огромной армией наблюдателей. Мониторинг выборов осуществляли около 3 тыс. зарубежных наблюдателей и почти 4 тыс. местных, не считая прессы. Естественно, под таким тщательным надзором решиться на фальсификацию было трудно. Кроме того, впервые на постсоветском пространстве в Грузии применялся метод маркировки избирателей. Каждый человек, пришедший голосовать на свой участок, начинал с того, что проходил процедуру проверки "чистоты рук". Прежде чем вручить бюллетени для голосования, сотрудники комиссии изучали его руки в ультрафиолетовых лучах и убеждались, что на них нет специальных меток, видимых только в ультрафиолете. После того как избиратель опускал бюллетени в урну, он проходил процедуру маркировки: подставлял большой палец правой руки под струю прозрачной жидкости из пульверизатора. После этого шансы еще раз где-нибудь проголосовать сводились к нулю.
Средства для маркировки избирателей в Грузию были поставлены ОБСЕ, под эгидой которой проводятся нынешние парламентские выборы. Информация о том, во что ОБСЕ обошлись ультрафиолетовые детекторы и пульверизаторы с маркировочной жидкостью, не разглашается. Последние несколько дней перед выборами СМИ Грузии агитировали избирателей не сопротивляться маркировке. Публично подтвердили ее безвредность химики, физики и медики. А Патриархия Грузии накануне выборов призвала паству принять активное участие в выборах, официально объявив, что маркировка не может быть рассмотрена как "апокалиптическое кольцо" и не противоречит вере.
Так что все пришедшие голосовать избиратели безропотно давали себя метить. Маркировке подвергся и президент Грузии. Эдуард Шеварднадзе в этом году пришел голосовать на 9-й избирательный участок в Крцанисском районе без супруги. После голосования он дал традиционное интервью журналистам, заявив, что "на этот раз у оппозиции хорошие шансы на победу", но тем не менее предупредил, что на следующий день после выборов ждет обострения ситуации. Что конкретно может вызвать дестабилизацию, о которой в последнее время много говорили и правительство, и оппозиция, глава государства не уточнил. Однако нынешние выборы и подсчет голосов проходят в условиях полной мобилизации и боевой готовности силовых структур. Полиция переведена на казарменное положение, спецслужбы работают в особом режиме, на всякий случай мобилизована и армия. Взяты под особую охрану все стратегические объекты - телевышка, почта, телеграф, объекты жизнеобеспечения. Эти меры правительство объясняет необходимостью обеспечение порядка во время выборов и предотвращения нежелательных эксцессов. Международными наблюдателями мобилизация силовых структур воспринята c некоторым недоумением.
Тбилиси