- Болот Чыныбаевич, вчера в Бишкеке побывал российский президент Владимир Путин, который торжественно открыл военно-воздушную базу в Канте. Означает ли это переориентацию Бишкека на более тесное сотрудничество с Москвой?
- Вот уже более 200 лет народы России и Киргизии связывает общая историческая судьба, которая нас сроднила. О какой переориентации может идти речь? Россия по-прежнему близка и дорога киргизстанцам. Совсем недавно, во время проведения Дней культуры Киргизии в России, наш президент Аскар Акаев сказал: "Россия дана нам Богом и историей". Так что открытие авиабазы в Канте никак нельзя назвать переориентацией во внешней политике.
Кроме того, мы как соседи одинаково заинтересованы в общем благополучном будущем. При этом хоть и существуют полярные представления о роли России в центральноазиатской истории, подавляющее большинство здравомыслящих, не отягощенных националистическими предрассудками людей в этом регионе прекрасно осознают, что географическое соседство с Россией сыграло определяющую роль в исторической судьбе народов Центральной Азии.
Уверен, что тенденция сближения с Россией в регионе будет только нарастать.
- Между авиабазой в Канте и базой Сил антитеррористической коалиции в аэропорту "Манас" неизбежно должна осуществляться определенная координация действий. Какова будет роль киргизских властей в этом процессе?
- Такая координация предусмотрена, и, я уверен, наши специалисты найдут точки соприкосновения. Уверен также и в профессионализме киргизских служб, призванных управлять воздушным движением. Не буду рассматривать детально эти системы, это все давно регламентировано соответствующими положениями и правилами. Каждая авиабаза решает свои задачи, но главная константа, определяющая существование в Киргизии двух авиабаз, - обеспечение безопасности в Центральноазиатском регионе. Это сдерживающий фактор для террористических группировок. Поэтому мы считаем, что дислоцирование двух военных авиабаз отвечает интересам не только нашей республики и стран региона, но и мирового сообщества в целом, поскольку они являются гарантом стабильности.
- США, открыв базу в "Манасе", параллельно открыли для Киргизии программы экономической помощи. В связи с этим рассчитывает ли Бишкек получить какие-либо дивиденды от базы в Канте?
- "На Бога надейся, а сам не плошай", - гласит народная мудрость. В экономической помощи нуждаются практически все страны мира, какими бы они ни были - маленькими, большими, развитыми или не очень. У одних есть финансы, у других - ресурсы, у третьих - современная техника, у четвертых - передовые технологии┘ Сама жизнь нас понуждает к взаимовыгодному сотрудничеству. В этом суть сегодняшнего глобального процесса развития.
США как развитая страна оказывали и оказывают Киргизии экономическую помощь, и в этом ничего удивительного нет. Но вот связывать с открытием российской авиабазы в Канте надежды на какие-то дивиденды, подчеркиваю, я бы не стал. Наши дивиденды в данном случае - это мир и покой в регионе, стабильность развития, это ощущение безопасности у народа республики, то есть морально-психологические дивиденды.
А если все-таки взять чисто материальную сторону этого события, то республика выиграет от размещения в Канте летного состава. Местное население получит новые рабочие места, будут построены подъездные пути к аэродрому и в городе Канте, благоустроен военный городок, который за последние десять лет изрядно обветшал, улучшится инфраструктура самого населенного пункта.
- В последние годы большинство экспертов оценивают ситуацию в Центральной Азии преимущественно с точки зрения интересов США и Российской Федерации в этом регионе. Между тем на геополитическую арену все увереннее выходит новый игрок - Китай. Учитывает ли киргизская внешнеполитическая доктрина это обстоятельство?
- Китай, наш великий сосед, сегодня - одна из наиболее динамично развивающихся стран, которая оказывает большое влияние на развитие глобальных процессов. Руководство нашей республики проводит эффективную внешнюю политику, благодаря чему наши отношения с КНР строятся на основе искренней дружбы и добрососедства. Мы активно сотрудничаем в политической, экономической, культурной и многих других сферах. Президент Аскар Акаев, отмечая высокий уровень этого сотрудничества, приводил слова великого путешественника Марко Поло: "Киргизия - это прекрасный оазис на Великом шелковом пути и самые удобные ворота в Китай". И мы очень рады, что исторические традиции сегодня возрождаются в новом качестве.
Очевидно, что сегодня геополитическая обстановка сильно отличается от той, что казалась незыблемой всего несколько лет назад. После событий 11 сентября 2001 года мир стал иным: если раньше "модным" было преобладание интересов одних государств над интересами других, то в наши дни практически ни одна страна или группа стран не может быть в оппозиции совместному фронту борьбы против новых угроз и вызовов мировому сообществу. И супердержавы ныне - основа поддержки мира, стабильности, устойчивого развития на планете.
И Киргизия, и Россия, и США, и Китай заинтересованы в безопасности и бесконфликтности во всех регионах мира, поэтому у нас общие цели и намерения, в рамках которых противостояние исключается.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в регионе после завершения основного этапа антитеррористической операции в Афганистане?
- Обстановка в нашем регионе, пожалуй, остается напряженной. Сегодня в мире неспокойно - наблюдается эскалация деятельности экстремистских организаций, усложняется характер их действий, возрастает изощренность и цинизм террористических актов. Сегодня нет прямых оснований ожидать вторжения бандитских формирований из Афганистана на территорию Киргизии. Но социально-экономическая обстановка в этой стране способствует производству и распространению наркотиков, а это основа финансирования преступности и терроризма во всем мире. Поэтому, как говорится, береженого Бог бережет. Порукой тому - присутствие дружественных военных сил на территории Киргизии.