- Господин Оторбаев, в последнее время достаточно часто появляются сообщения о новых инвестициях в экономику Киргизии. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
- Действительно, в последние годы привлечение прямых иностранных инвестиций стало приоритетом экономической политики нашего государства. Объем киргизского капитала недостаточен для развития современных производств. Поэтому мы стремимся привлечь инвесторов. Например, в прошлом году рост прямых иностранных капиталовложений в экономику нашей страны составил 19% и достиг 107 миллионов долларов. Это почти 7% ВВП. Я считаю, что мы можем гордиться этим. Причем серьезный рост произошел за счет инвестиций из стран СНГ, в первую очередь России и Казахстана, что является важным элементом нашей стратегии.
По итогам 2002 года поток инвестиций из РФ увеличился в четыре раза. Россия вышла на второе место после США по уровню прямых частных вложений в промышленность Киргизии. За шесть месяцев нынешнего года по сравнению с прошлым годом рост инвестиций составил еще 70%. Российские частные компании заинтересованы в том, чтобы работать здесь.
- Что, по-вашему, препятствует развитию киргизской экономики?
- Здесь несколько причин. Их можно разделить на субъективные и объективные. К последним относятся сравнительно небольшая емкость внутреннего рынка, достаточно неблагоприятное географическое положение, невозможность выхода к морю, непростые отношения с соседями. Именно поэтому мы должны более агрессивно привлекать инвестиции.
Что же касается субъективных причин, это слишком большая роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. В этом смысле борьба с административными барьерами на пути бизнеса определена в качестве приоритетной задачи правительства. Наша задача в том, чтобы государство исполняло сервисные функции по отношению к бизнесу. Маленькие страны по определению должны быть более креативны, чтобы выжить. Нас жизнь заставляет думать и принимать решения быстрее, чем страны с огромными углеводородными ресурсами.
- И что вы для этого делаете?
- Мы готовимся к реформе системы технического регулирования, где стандарты будут добровольными, а не принудительными. Мы первыми в СНГ ввели упрощенный визовый режим для граждан определенных стран: человек может получить визу без приглашения, на основании устного обращения в консульское управление нашей страны. При этом не нужна регистрация органов внутренних дел. Тем самым мы хотим продемонстрировать всему миру нашу приверженность развитию открытой экономики и открытого внешнего рынка.
- Но сегодня Киргизия получает достаточно большие гранты, за счет которых можно также развивать экономику...
- Инвестиции - наша надежда, наше будущее, наша судьба. Чтобы выйти на экспорт, нужна конкурентоспособная продукция, а такую продукцию может производить только тот, кто знает технологию, вопросы современного управления, человеческих ресурсов, имеет финансы и, самое главное, владеет информацией о рынках сбыта в различных государствах. Киргизскому предпринимателю сделать это трудно. У него нет ни капитала, ни технологий, ни навыков управления, ни выхода на внешние рынки, на которых его, кстати, никто не ждет.
Конечно, сегодня Киргизия получает гранты. Но давайте вернемся в недалекое прошлое. В Советском Союзе республика ежегодно получала из бюджета около 1 миллиарда долларов в год. Я хочу отметить, что у нас ВВП сейчас примерно 2 миллиарда долларов. Страны СНГ, по размеру и экономической ситуации близкие к нам, - это Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения и Таджикистан. Во всех этих странах, кроме Киргизии, были войны, социальные потрясения. Нам удалось всего этого избежать. Мы первыми ввели национальную валюту. Но для того, чтобы ее поддержать, необходимо было взять деньги в долг. В долг была построена дорога между севером и югом страны, аэропорт, проведены реформы в сельском хозяйстве. И сейчас наш долг превышает ВВП. Но сегодня мы вышли на устойчивый экономический рост. Золотовалютный резерв Нацбанка растет. Мы впервые за 80 лет превратились в страну, ориентированную на экспорт. Мы влезли в долги, но мы выжили.
- Что больше всего привлекает российский капитал?
- Несколько моментов. В частности, низкие затраты - дешевые рабочая сила, электричество и аренда помещений, высокий уровень образования, предсказуемая политическая ситуация и широкая сфера распространения русского языка. Один из примеров очень удачного проекта в Центральной Азии - это "Вимм-Билль-Данн". Эта компания, основавшись в Киргизии, завоевывает регион. А компания "Мерката Трейдинг" приобрела два крупных светотехнических киргизских предприятия, и на этой базе они создают холдинг по СНГ. Я уже не говорю о средних предприятиях хлопкопереработки, агропродукции и т.д. Привлекательным также можно назвать еще и выход на соседние рынки.
- Каких соседей вы подразумеваете? В Узбекистане высокие таможенные пошлины. Казахстан?
- Вы забыли о Китае. Мы - единственная страна, граничащая с северным Китаем, член ВТО. Это означает свободный экспорт в Китай товаров, произведенных в Киргизии. Россия не член ВТО, так же, как Казахстан и Узбекистан. А товары, произведенные российскими фирмами у нас, получают неограниченный выход на китайский рынок. Другая перспективная сфера - туризм. Сегодня поток отдыхающих из России на Иссык-Куль и в горы возрастает, надо повысить только уровень сервиса.
- А во что российский бизнес готов инвестировать свои средства?
- У нас есть шесть приоритетных направлений, где инвесторы могут извлечь необходимую прибыль. Сюда входят гидроэнергетика, горнорудная промышленность (золото, сурьма, олово, вольфрам и др.), туризм, переработка сельскохозяйственной продукции, информационные технологии и в широком смысле слова сервис - транспортный, финансовый, банковский и любой другой. Мы привлекаем инвесторов именно в эти сферы, зная, что они весьма перспективны, а инвестор будет вывозить конкурентоспособную продукцию, производимую здесь, на внешние рынки.
В прошлом году мы привлекли 116 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Кто-то поморщится и скажет: мизер. В классической экономике принято соотносить объем инвестиций по отношению к ВВП - 7%. К примеру, в Турции - 0,5%; в Чехии, Польше, Венгрии - 4%.
У нас создан специальный орган, который всем этим занимается, - консультативный совет по инвестициям, в него входят семь человек. А возглавляет его сам президент.
Бишкек-Москва