Хлопок наряду с первичным алюминием является стратегическим сырьем (практически единственным источником валютных поступлений) и основой экономики Таджикистана. Хотя производство его за последние годы сократилось в два раза - с 1200 до 600 тысяч тонн в год. Однако в этом году и такого урожая республика может не собрать. И дело даже не в засухе, которая четыре года подряд уничтожает многие хлопковые поля. Сегодня в Таджикистане некому убирать хлопок.
В Душанбе одно за другим проходят экстренные совещания руководства страны, в ходе которых президент Эмомали Рахмонов требует от руководителей областей, городов и районов, чтобы "урожай хлопка был собран до последней коробочки". Проблема еще сложнее потому, что будущий урожай продается еще весной по фьючерсным контрактам, и деньги за хлопок, который сейчас гибнет на полях, уже уплачены. Поэтому президент распорядился "предпринять безотлагательные меры по привлечению трудовых ресурсов на поля и своевременной оплате их труда". С 10 октября оплата за один килограмм собранного хлопка-сырца будет составлять 20 дирамов (около 7 американских центов). Но, как утверждают специалисты, на сегодня в республике собрано всего 283 тыс. тонн сырца, и при самой эффективной работе можно собрать примерно 624 тыс. тонн хлопка. В этой связи население Таджикистана срочно мобилизовано на сбор урожая. Как и в советские времена, уборочная страда становится задачей государственного масштаба.
В нынешнем году на поля вышли в основном студенты и школьники. Основная часть мужского населения республики выехала на заработки в соседние государства. По неофициальным данным, сегодня только в России насчитывается более 800 тыс. трудовых мигрантов (из них, по официальным данным, получили разрешение на работу чуть более 200 тыс.) из Таджикистана. Для шестимиллионной страны это значительная часть трудоспособного населения. И многие из мигрантов никогда не вернутся на родину. Только в прошлом году из России было доставлено в Таджикистан 328 тел таджиков. В нынешнем году "грузом-200" было отправлено 211 тел. Зачастую причина их смерти неизвестна. Но большинство были убиты или умерли от болезней.
Экономическая ситуация в Таджикистане продолжает оставаться сложной. Невыгодное географическое положение, сложные отношения с соседями не дают возможности реализовать имеющийся в республике потенциал. Вместе с тем, по оценкам специалистов, за последние три года политическая и экономическая ситуация значительно стабилизировалась. По словам известного американского специалиста по проблемам Центрально-Азиатского региона Филиппа де Леона, страна ускорила развитие путем перехода на рыночную экономику, проведения программ приватизации и конституционных реформ, а также создания условий, благоприятных для инвестиций. Он, в частности, отметил: "Реальный валовой внутренний продукт в 2001 году увеличился на 10,2%, в 2002 году - на 8,3%. По прогнозам, рост ВВП в нынешнем, 2003 году составит 6%". Американский эксперт считает, что сегодня для инвесторов привлекательны шесть секторов экономики Таджикистана: телекоммуникации, гидроэнергетика, инфраструктура, переработка сельскохозяйственной продукции, горная промышленность, хлопок и текстильная промышленность. Кроме того, по мнению Филиппа де Леона, Таджикистан, где 93% территории занимают горы, привлекателен для создания бизнеса в сфере туризма и экотуризма. Между тем иностранные инвесторы пока не спешат осваивать эту центральноазиатскую республику. Основными причинами называют коррумпированность властей, недостаток организованного регионального сотрудничества, жесткие транзитные и торговые запреты, нетарифные барьеры - такие, как импортно-экспортные лицензии и двойное налогообложение, а также слабая финансовая система.