Севастополю как месту дислокации российского Черноморского флота пока нет альтернативы.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
В минувшую субботу министр обороны РФ Сергей Иванов в очередной раз подтвердил, что Россия намерена совершенствовать свою военную инфраструктуру на Юге страны. В частности он сказал, что в 2005 году в Новороссийске начнется строительство пункта базирования российского Черноморского флота, хотя это совершенно не значит, что Москва намерена уйти из Севастополя. Многочисленные информационные агентства тут же поспешили это выдать за новость, заслуживающую первостепенного внимания, и даже за сенсацию.
Между тем от внимания наблюдателей ушел тот факт, что вместе с изданным на днях Указом о создании пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске глава Российского государства Владимир Путин утвердил также "План взаимодействия министерств и ведомств по решению дипломатических и военных задач в Азовско-Черноморском регионе". Источники в Минобороны РФ утверждают, что план этот носит закрытый характер и связан с обустройством военной инфраструктуры не только в Новороссийске, но и в других российских населенных пунктах, дислоцированных на побережьях Азовского и Черного морей (на островах, а также в Таганроге, Туапсе, Геленджике и т.п.).
Важно, что сведения об этом просочились в открытую печать только после встречи Владимира Путина и Леонида Кучмы на одном из островов Азовского моря, где, согласно официальной информации, стороны обсуждали приграничные проблемы.
Украина и Россия безуспешно пытаются решить их много лет. Во-первых, обе страны не могут определить статус Азовского моря. Это очень важный вопрос, поскольку кроме собственно безопасности затрагивает сферу экономики и экологии двух стран в акватории Азова. Если соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, то водная поверхность, лежащая за пределами 12-мильных территориальных вод, должна быть признана открытой для судоходства всех стран, а не только Украины и России. Киеву, который не имеет в Азовском море достаточно мощных рыболовецких портов и военной инфраструктуры, это подходит (он настаивает на делении Азова по срединной линии), Москва же против и предлагает разделить только дно моря, сделав его внутренним водоемом под юрисдикцией двух стран.
Данная проблема является одной из принципиальных для России, поскольку в преддверии вступления Украины в НАТО акватория Азова приобретает важное военно-стратегическое значение - при украинском сценарии определения статуса моря корабли альянса будут свободно заходить в Азовское море.
Во-вторых, важным для двух стран является вопрос о принадлежности фарватеров и каналов в Керченском проливе, соединяющем, как известно, Азовское и Черное моря. Мало кто знает, что Киев в одностороннем порядке уже определил линии охраны своей государственной границы в проливе, хотя это должно быть еще только предметом двухсторонних договоренностей. В результате стороны обмениваются нотами протеста, а проходящие по фарватерам гражданские корабли в Керченском проливе охраняются военными судами ЧФ.
В-третьих, не решен вопрос между Киевом и Москвой по проблемам навигационно-гидрографических объектов, которые обеспечивают безопасность мореплавания в Черном и Азовском морях. Часть из них принадлежит согласно Договору о разделе ЧФ СССР Черноморскому флоту России. Между тем Украина настаивает на том, чтобы все их передать своим военно-морским силам, а статус маяков, станций слежения и других навигационно-гидрографических пунктов, дислоцированных на Азове, решить путем взаимных переговоров. Об этом уже шла речь во время летнего визита министра обороны РФ Сергея Иванова на Украину. Обсуждали его и премьеры двух стран. Однако вопрос не решен, поскольку российская сторона не хочет передавать эти объекты ВМС Украины.
Вопрос о милитаризации Азовско-Черноморского региона и развертывании новой военно-морской группировки на Юге РФ уже перерастает в практическую плоскость. Уже начата передислокация одного из батальонов морской пехоты ЧФ из Севастополя под Новороссийск. В Таганроге готовится к эксплуатации военный аэродром со всей необходимой для этого инфраструктурой. Будут развернуты дивизионы катеров в Геленджике и Туапсе. Но, может быть, самый щекотливый вопрос связан с тем, что Россия возьмет под свой военный контроль спорные острова, а также промысловые районы и места возможной добычи полезных ископаемых и углеводородов. (Такое уже практиковалось на Каспии, когда Россия и Казахстан не могли поделить спорные месторождения нефти).
Все это будет делаться за счет наращивания группировки ЧФ на российском побережье и островах Черного и Азовского морей, хотя вряд ли можно рассматривать как правдоподобную версию о том, что весь Черноморский флот будет выведен из Крыма на территорию России. Там ему просто нет места. В декабре прошлого года под Новороссийском в результате шторма уже затонуло два судна ЧФ. При всей модернизации там военной инфраструктуры - пирсов, дамб, волнорезов и т.п. - безопасность кораблей от природных катаклизмов (не говоря уже о военных) под Новороссийском не гарантирована.