Президенты Украины и Белоруссии могут удержать друг друга от подписания соглашения о ЕЭП.
Саммит глав государств стран СНГ, который официально должен пройти 18-19 сентября в Крыму, по сути дела, уже вчера начался в Сочи, где состоялась встреча президентов России и Белоруссии. Итоги встречи оставались неизвестны до позднего вечера. Когда номер подписывался в печать, диалог Владимира Путина и Александра Лукашенко еще продолжался. Однако очевидно, что от того, о чем договорились президенты, зависит не только будущее российско-белорусских отношений, но и судьба экономической интеграции в СНГ.
К встрече с российским президентом Александра Лукашенко явно постарались подготовить, дав ему понять, что аудиенции придется еще дождаться. Путин, вероятнее всего, не только не хотел лично встречать своего коллегу из Белоруссии, прибывшего еще в воскресенье, но и общаться с ним в этот день. И самой высокой встречающей белорусского президента персоной в сочинском аэропорту был мэр города Леонид Мостовой. Путин через час после этого лично встречал прилетевшего в Сочи экс-президента США Джорджа Буша-старшего и провел часть второй половины дня в его обществе. Кортеж же Лукашенко быстро скрылся с глаз журналистов, и до назначенного часа свидания с Путиным его никто не видел. Известно лишь, что "ночь раздумий" белорусский лидер провел в подготовленной для него резиденции "Ривьера-4". Радушие Путин проявил только при их совместном появлении перед телекамерами, сказав, что он очень рад видеть Лукашенко. Впрочем, так полагается по протоколу.
Переговоры проходили в резиденции российского президента "Бочаров Ручей". Перед ее началом президенты обменялись речевками. При этом в ответ на дежурные фразы Путина Лукашенко заговорил о неких "темных силах", которые за спинами обоих президентов мешают им успешно творить российско-белорусский союз. На это из Москвы немедленно и очень эмоционально отреагировал российский премьер Михаил Касьянов: "Я часто стою за спиной Владимира Путина, но не считаю, что это может относиться к правительствам наших стран".
Самые значимые вопросы российско-белорусских отношений и ЕЭП Путин и Лукашенко обсуждали уже за закрытыми дверями.
От того, удастся ли договориться лидерам по крайне болезненным вопросам введения российского рубля в Белоруссии и создания единой газотранспортной системы, зависит будущее интеграции в рамках "четверки". Напомним, что главной сенсацией Ялты, как известно, должно стать подписание Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной соглашения о Едином экономическом пространстве. Лукашенко в минувшую субботу своим указом уже одобрил проект соглашения о формировании ЕЭП в качестве основы для проведения переговоров. Однако "газовый" и "валютный" скандалы между Москвой и Минском, которые вчера гасили оба лидера, по мнению ряда аналитиков, вполне могли существенным образом повлиять на принятие четырьмя президентами решения по ЕЭП.
Сегодня Александр Лукашенко должен встретиться в Ялте с Леонидом Кучмой. Официально сообщается, что в рамках двусторонних отношений они будут обсуждать два взаимосвязанных вопроса. Один из них касается ратификации соглашения о совместной украинско-белорусской границе, с которым упорно затягивает Лукашенко, пытаясь увязать его с выплатами Украиной долгов перед Белоруссией. Эту сумму Минск оценивает в 220 млн., тогда как Киев настаивает на 80 млн. Все прежние попытки решить эту проблему на всех уровнях терпели неудачи.
Что же касается обсуждения ими проблемы ЕЭП, то в Минске, в частности, выдвигают две версии того, в каком русле они поведут диалог. Как известно, идея ЕЭП принадлежит Путину. Лукашенко (несмотря на то что указ все же подписал) неоднократно весьма скептически высказывался о перспективах взаимного сотрудничества в еще одном экономическом образовании на территории СНГ. В то время как Путин с Кучмой, несмотря на все скандалы в Киеве, связанные с подготовкой к этому подписанию ("НГ" неоднократно писала об этом), "уже обо всем договорились" - именно поэтому Путин и не "вызвал" Кучму в Сочи накануне саммита. И теперь они на пару примутся склонять строптивого Лукашенко к подписанию нужного им документа. По другой версии, Киев, как и Минск, ведет с Москвой более или менее успешную игру в поддавки, а на деле Украине вовсе не хочется попасть в зону слишком сильного российского влияния, что неизбежно произойдет, если документ будет принят. Поэтому Кучма и Лукашенко могут сговориться и "против Путина".
Так что саммит в Ялте обещает стать, может быть, самым непредсказуемым за всю историю саммитов СНГ начиная с самого первого в 1991 году, на котором Содружество, собственно, и было образовано.
Минск