Российские миротворцы в Гальском районе, по мнению официального Тбилиси, только мешают возвращению Абхазии под грузинскую юрисдикцию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На предстоящем на cледующей неделе сентябрьском саммите СНГ в Ялте президент Грузии рассчитывает вновь привлечь внимание коллег по Совету глав государств Содружества к абхазской проблеме. "Это самый наболевший и острый для Грузии вопрос", - сказал Эдуард Шеварднадзе на традиционном брифинге в Госканцелярии Грузии. Главные вопросы на ялтинской встрече грузинский лидер будет ставить перед Владимиром Путиным - ведь именно Россия почти десять лет является посредником в грузино-абхазском урегулировании, и держит в зоне конфликта своих миротворцев. "В отношении Абхазии есть решения СНГ, но они остались на бумаге", - сказал президент Грузии. И добавил: "Наверное, определенную ответственность за это должна нести российская сторона". А чтобы у Москвы не возникало сомнений по поводу жесткости позиции Тбилиси, Шеварднадзе в Ялте, по его словам, намерен затронуть тему российской платы за аренду военных баз на территории Грузии. Поднимает он этот вопрос не впервые. Так, в одном из недавних выступлений по местному телевидению Шеварднадзе отметил, что "в свое время Грузия не обратила внимания на то обстоятельство, что российские военные базы в Грузии пользуются территорией, водой, дорогами, электричеством, а ведь за все это надо платить". По оценке Шеварднадзе, "Россия должна Грузии солидную сумму", которая "в несколько раз больше, чем мы должны Российской Федерации". Государственный долг Грузии перед Россией составляет 159 млн. долл. Но в Тбилиси ограничиваться простым "разменом" не намерены. Счет к Москве грузинская сторона предъявляет и за движимое имущество бывшего СССР, в основном вооружения и технику, которые с 1991 года Россия вывезла из республики. Грузии из этих денег причиталось, как утверждают в Тбилиси, как минимум 5 млрд. долл. "Рано или поздно этот вопрос будет решен", - уверен Эдуард Шеварднадзе.
В Грузии сейчас остаются три российские базы - в Ахалкалаки, Батуми и Гудауте. Официальный Тбилиси требует, чтобы Россия строго следовала резолюциям Стамбульского саммита ОБСЕ (ноябрь 1999 года) и вывела свои базы с грузинской территории в ближайшие годы. Но как раз по срокам договориться и не удается. Состоявшиеся в первых числах сентября в Тбилиси после долгого перерыва грузино-российские консультации в этом смысле оказались безрезультатными. Стороны в очередной раз не смогли сблизить позиций: Грузия по-прежнему настаивает на выводе баз в течение трех лет, а Россия считает возможным завершение этого процесса не ранее чем через 11 лет. Снова не удалось достичь ясности и с российской военной базой в абхазском райцентре Гудаута, которую Москва уже давно считает расформированной, а в Тбилиси этому не слишком верят и добиваются направления туда международной инспекции под эгидой ОБСЕ. Как отмечается в специальном заявлении МИД Грузии, российская сторона выдвинула по гудаутской базе "совершенно неприемлемые" для Тбилиси варианты, суть которых заключается в ее сохранении, а также отказалась дать гарантии безопасности международным инспекторам в ходе мониторинга базы. Грузинская сторона, говорится в заявлении, оценивает такой подход Москвы как прямой отказ от выполнения своих обязательств и попытку их пересмотра. В грузинском МИДе в этой связи отмечают, что, согласно положению о миротворческих силах СНГ от 19 января 1996 года, контингент миротворцев обязан обеспечивать сотрудникам миссий ООН и ОБСЕ возможность проведения проверки любых объектов и подразделений.