Финансовые проблемы, с которыми в первые дни осени уже столкнулось правительство Грузии, а вскоре столкнется и население республики, могут внести существенные коррективы в политический пасьянс перед ноябрьскими парламентскими выборами в стране. Решение МВФ пусть и о временном, но прекращении программ помощи Грузии, озвученное на днях руководителем тбилисского постпредства фонда Джонатаном Даном, ставит республиканские власти в заведомо проигрышное положение и снижает шансы на победу президентского предвыборного блока "За новую Грузию" 2 ноября.
Напомним: так и не дождавшись от парламента Грузии утверждения рекомендованного МВФ еще в июне секвестра госбюджета Грузии на 2003 год, в вашингтонской штаб-квартире фонда приняли решение, грозящее Грузии банкротством. Ведь руководство МВФ не только свернуло здесь свои программы финансовой помощи, но и дало понять, что грузинскому правительству не стоит надеяться, что МВФ, как это уже бывало не раз, будет ходатайствовать перед Парижским клубом стран-кредиторов о реструктуризации внешних долгов Грузии. По долгам придется платить, причем не только по процентам за полученные кредиты, но и погашать сами долги. Речь идет о десятках миллионов долларов, которых в грузинской казне не было и нет. Неплатежеспособность ставит любую страну на грань дефолта - со всеми вытекающими последствиями.
Рядовому грузинскому избирателю в принципе нет дела до тонкостей взаимоотношений с Международным валютным фондом, до его программ, но вот о последствиях ухода из страны крупнейшей международной финансовой организации здесь теперь знает каждый - в свое время это разъяснил сам президент Эдуард Шеварднадзе. Перспективы действительно безрадостные: по словам Шеварднадзе, страна уже в ближайшее время недосчитается десятков миллионов долларов, а это негативно отразится на реализации государственных программ здравоохранения, осуществлении внутренних инвестиций, на планах обещанного самим главой государства повышения заработной платы, погашения задолженностей перед пенсионерами, малоимущими, беженцами. Деньги, заложенные на это в госбюджет, уйдут на другие платежи. Да и сам госбюджет давно трещит по швам: за первое полугодие разрыв по доходам достиг 85 млн. лари (свыше 40 млн. долл.). Не выполнено и обещание правительства улучшить ситуацию с энергоснабжением городов и районов республики. Опять же за долги в сентябре в Грузию прекратились поставки российского газа - МГК "Итера" настаивает на погашении не только прежних задолженностей, но и на выплате 280 тыс. долл. за августовские поставки. Возникли даже проблемы с финансированием самих парламентских выборов. По расчетам, они обойдутся республиканскому бюджету в 6,4 млн. лари (около 3,2 млн. долл.) - вдвое дороже предыдущих. Словом, перед Грузией зримо маячит финансовый крах, о котором еще недавно в Тбилиси говорили как о не слишком реальной возможности.
В президентской администрации тут же стали искать виновных. И нашли: в одном из своих недавних публичных выступлений Эдуард Шеварднадзе обрушился на парламентскую оппозицию, в угоду своим предвыборным амбициям "сознательно блокировавшую" спасительный для властей правительственный законопроект и "пугающую население якобы грозящим стране дефолтом".
Между тем ведущие грузинские эксперты отмечают, что блокирование утверждения секвестра входило в интересы не только оппозиции, которая накануне парламентских выборов 2 ноября стремится понравиться электорату. Секвестр расходной части не устраивал и определенную часть правящего блока "За новую Грузию", поскольку он мешал относительно свободно перебрасывать бюджетные средства на финансирование предвыборной кампании.
Сейчас грузинское руководство лихорадочно ищет выход из создавшейся ситуации. После провала в парламенте вопроса о секвестре бюджета остался так называемый вариант "б", согласно которому правительство само проведет сокращение расходной части бюджета. Но такой ход еще нужно согласовывать с руководством МВФ, который обычно против подобных силовых акций. Есть еще один расчет - на особую лояльность Запада к грузинскому лидеру. Ведь благосостояние самого МВФ во многом зависит от материальных вливаний США, которые не заинтересованы в банкротстве Грузии, тем более накануне крайне важных для Вашингтона парламентских выборов в стране.
Нет нужды гадать, на кого возложат будущие избиратели ответственность за нынешнее положение дел: представителей оппозиции в правительстве и в Госканцелярии нет - там сплошь и рядом люди из президентской команды. А это автоматически выводит в фавориты предвыборной гонки партию главы Аджарии Аслана Абашидзе "Возрождение", "Единое национальное движение" председателя Тбилисского городского собрания Михаила Саакашвили, объединение нынешнего и бывшего спикеров парламента Нино Бурджанадзе и Зураба Жвания (блок "Бурджанадзе-демократы"), лейбористов и "Новых правых".