На днях сразу в нескольких ведомствах России - в "Росавиакосмосе", Минобороны РФ, а также на авиакомплексе имени Ильюшина - корреспонденту "НГ" подтвердили, что принято окончательное решение о переносе производства новых военно-транспортных самолетов Ил-76МФ с Ташкентского авиационного производственного объединения (ТАПО) имени Чкалова на Воронежское самолетостроительное объединение. Как известно, разговор об этом идет давно, но именно сейчас, когда в предварительные параметры оборонзаказа на 2004 год заложены суммы на реконструкцию стапелей Воронежского авиапредприятия, об этом заговорили как о реальном факте.
Другим косвенным подтверждением того, что Россия намерена взять в свои руки дальнейшую разработку и производство перспективного транспортного авиалайнера четвертого поколения, к которому относится Ил-76МФ, свидетельствует тот факт, что в настоящий момент фирма Ильюшина ведет переговоры о покупке у ТАПО двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ. По словам генерального директора АК имени Ильюшина Виктора Ливанова, приобрести самолеты необходимо для того, чтобы ускорить проведение их государственных испытаний. После чего Ил-76МФ будут переданы для опытной эксплуатации в военно-транспортную авиацию. Согласно государственной программе вооружений до 2010 года, Ил-76МФ планируется принять на вооружение ВВС РФ в конце 2004 года, а серийное производство самолета начать в России в 2005 году.
Эксперты по-разному оценивают стоимость переноса серийного производства Ил-76 из Ташкента в Воронеж. Заместитель министра обороны РФ Алексей Московский называл цифру в 300 млн. долл., сейчас ильюшинцы предполагают, что можно обойтись 130 млн. Специалисты ТАПО говорят об 1 млрд. долл. В любом случае дело это затратное, и затеяно оно не от хорошей жизни. В свое время шел разговор о включении
ТАПО в создаваемую на базе "Ильюшина" международную корпорацию с головным предприятием в Москве. Ташкент был не против, но попросил тогда 300 млн. долл. откупных. Россия, конечно, не пошла на это. А после серии удачных контрактов по продаже топливозаправщиков Ил-78МКИ и транспортного самолета Ил-114, где ТАПО по договоренности с "Рособоронэкспортом" выступило в качестве головного предприятия и хорошо заработало, Узбекистан отказался от идеи продажи акций своего авиапредприятия.
На встрече с главой РФ Владимиром Путиным в начале августа президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что вопрос о приватизации авиационного завода имени Чкалова "пока не стоит". Узбекский лидер отметил, что завод выпускает самолеты Ил-76, в том числе Ил-76МФ грузоподъемностью 60 тонн, подчеркнув при этом, что в самолете заинтересовано Минобороны РФ. В том, что заинтересовано, сомнений нет. Вот только цена самолета, собранного на 90% из российских комплектующих и на 100% разработанного в российских КБ, очень обескуражила специалистов российских ВВС. По неофициальным данным, узбекские авиаторы запросили за два самолета Ил-76МФ примерно 70-80 млн. долл. Это почти половина той суммы, которая необходима для переноса всего производства из Ташкента в Воронеж. При том что у ТАПО и фирмы Ильюшина есть договоренность о покупке самолетов по заводским ценам, то есть почти по себестоимости. Переговоры о покупке лайнеров ведутся с июля, но пока не сдвинулись с мертвой точки. Очевидно, что вопрос этот не столько коммерческий, сколько политический. Узбекистан хочет сохранить свой авиапром, а перенос производства Ил-76МФ будет способствовать медленному его умиранию. Вот и загнули цену, чтобы отложить государственные испытания самолета. Но похоже, что ильюшинцы и ВВС РФ не собираются сдаваться.
По словам главного конструктора семейства Ил-76 Радия Попковского, его компания уже организовала на своей территории модернизацию Ил-76. (На самолеты навешиваются новые, отвечающие всем требованиям экологии двигатели четвертого поколения ПС-90А-76.) Когда-нибудь перенесут и производство. Хотя главный конструктор не исключает, что могут возникнуть финансовые проблемы с развертыванием нового производства Ил-76МФ в Воронеже.
Пока же Ташкент на высоте, поскольку российские производители зависят от него. Как раз сейчас "Рособоронэкспорт" и узбекские авиапромышленники ведут переговоры о возможном производстве в Ташкенте для китайской армии 20 самолетов Ил-76. Скорее всего ТАПО опять выступит в качестве головного предприятия. "Пока у Ташкента есть заказы, которые дают деньги. Но как только в РФ будет развернуто новое предприятие по производству Ил-76 МФ, Ташкенту просто перекроют кислород", - так прокомментировал ситуацию "НГ" один из высокопоставленных специалистов "Росавикосмоса", пожелавший остаться неназванным, видимо, потому, что подковерная борьба между авиаторами России и Узбекистана еще продолжается.
Одновременно в России разворачиваются процессы, связанные с попытками перепрофилировать ВВС РФ на военно-транспортный самолет Ан-70. Известно, что командование ВВС России против этого. Но президент Владимир Путин дал слово Леониду Кучме, что разработка АН-70 в России будет продолжена. На Украину на днях уже выехала представительная военно-промышленная комиссия, которая наметит пути дальнейших испытаний этого самолета. Специалисты считают, что сделано это в первую очередь по политическим соображениям.
Может, это и совпадение, но именно после визита Путина в Узбекистан в проект оборонзаказа-2004 заложили деньги на перепрофилирование Воронежского авиационного предприятия. Но на фирме Ильюшина по-прежнему неспокойно: вдруг, как в случае с Ан-70, победят политические мотивы? Тогда не исключено, что ради стратегического партнерства в Кремле пересмотрят решение о переносе производства и согласятся собирать Ил-76МФ для российских ВВС на стапелях ташкентского авиапредприятия.