Введение обязательного изучения русского языка лишь удлинило учебный день таджикских детей. (На фото - девочки города Курган-Тюбе во время игры).
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
C 1 сентября во всех общеобразовательных школах Таджикистана введено обязательное изучение русского языка. Соответствующий указ президента Эмомали Рахмонова был подписан еще весной, во время апрельского визита в Душанбе председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова. Именно тогда таджикский лидер заявил, что "русский язык для таджиков является вторым родным языком", и в подтверждение своих слов тут же подписал соответствующий указ. Правда, статус "обязательного" наряду и наравне с русским по президентскому указу получил еще и английский язык.
Это весьма симптоматично. Все последние годы таджикские власти открыто демонстрировали свои симпатии к Западу вообще и конкретно к США. Более того, "НГ" уже писала о том, что Вашингтон предлагал таджикскому руководству крупную сумму за свертывание или существенное ограничение российского военного присутствия в стране.
Не означает ли введение обязательного изучения русского языка пересмотра приоритетов во внешней политике? "Не надо ничего преувеличивать", - советует руководитель аналитической группы "Меркатор" Института географии РАН Дмитрий Орешкин. В интервью "НГ" он назвал введение обязательного изучения русского языка в таджикских школах "посланным из Душанбе в Москву недорогим, если не сказать дешевым, знаком, который должен символизировать лояльность таджикских властей". Практического значения это уже не имеет: вводи русский в школах, не вводи - таджики его знать все равно не будут, он им по большому счету давно не нужен. Потому что из этой страны уехали почти все носители русского языка, русской культуры. Так что, по мнению Дмитрия Орешкина, этот шаг официального Душанбе явно запоздал и его вряд ли следует считать свидетельством смены внешнеполитических ориентиров Таджикистана.
"В силу чисто географических причин США находятся от этой страны далеко, гораздо ближе - Россия, - отметил эксперт. - И только от присутствия там российских войск зависит реально не только стабильность, но и само существование Таджикистана как суверенного государства". С некоторых пор с юга, от афганских талибов Таджикистан в определенной мере прикрывают американцы. Но это, считает Дмитрий Орешкин, пока. "Американцы не любят рисковать безопасностью своих солдат где бы то ни было, - отметил он. - И, поверьте, если американцам там станет чересчур уж горячо или просто неинтересно, только там их и видели - соберутся в течение 24 часов и улетят. Потому-то "российский фактор" таджикские власти держали, держат и будут держать в уме всегда. Он для них - главная гарантия и стабильности, и независимости".
В Таджикистане русский давно уже наделен статусом языка межнационального общения, но сфера его применения за последние годы сузилась настолько, что на нем в Таджикистане скоро и говорить-то будет некому. По переписи 1989 года русских в этой центральноазиатской республике было 398 тыс. человек - 7,9% всего населения. Сейчас их здесь осталось только 68 тыс. Правда, таджикские власти эти цифры оспаривают и утверждают, что русских здесь и сегодня более 320 тыс. В любом случае за последние 10 лет русские, являвшиеся некогда третьей по численности и ведущей по своей роли в таджикском обществе этносоциальной группой, стали здесь чужими, людьми "второго сорта". Что касается местной, "титульной" молодежи, то она в большинстве своем русского уже не знает вовсе.
Тем не менее многие посчитали, что, приняв решение об обязательном изучении русского языка, официальный Душанбе сделал весьма серьезный шаг к решению "русского вопроса". Определенные надежды на улучшение ситуации дает также подписанное прошлой весной президентами Владимиром Путиным и Эмомали Рахмоновым соглашение о строительстве в Таджикистане телевизионной передающей станции, которая позволит транслировать на всю территорию республики программы российского телевидения. Тем более что, по уверениям сотрудников посольства РФ в Таджикистане, интерес к русскому языку здесь по-прежнему велик. Как отметил в интервью корреспонденту "НГ" российский посол Максим Пешков, именно этим и обусловлено повышенное внимание таджикских властей к "русской" проблеме. "Россия, со своей стороны, помогает эту проблему решить, - сказал дипломат. - По линии комиссии по делам соотечественников правительства РФ и руководства Москвы в Таджикистан за последние три года направлено около 100 тысяч школьных учебников, которые уже разошлись по конкретным школам". Как утверждает посол Пешков, остались в Таджикистане и чисто русские школы, есть и смешанные, с русскими классами.
Что касается прозападной ориентации Таджикистана, считает российский дипломат, то ее в этой стране "не было и нет, все это не более чем досужие вымыслы российских СМИ".