Возможно, отец и муж Гульнары Каримовой - лишь ступеньки на ее пути к власти.
Президент Узбекистана Ислам Каримов в ближайшие месяцы, возможно, начнет подготовку к новым президентским выборам в стране. Этот вывод напрашивается после серии скандальных статей об узбекском лидере и его ближайшем окружении, опубликованных во многих влиятельных западных изданиях, таких как Financial Times, Corriere della Sera, ВВС и т.п. Когда точно это произойдет - неизвестно, хотя уже называются возможные преемники Ислама Каримова. Среди них якобы первым стоит назначенный в марте 2003 года на пост министра иностранных дел Садик Сафаев. Как утверждают газеты, дочь президента, влиятельная бизнес-вумен, де-юре являющаяся уже пять лет консультантом главы внешнеполитического ведомства Узбекистана, Гульнара Каримова вышла замуж за Сафаева.
МИД Узбекистана пытался опровергнуть эту информацию, заявляя, что никакой свадьбы не было и что не очень-то этично лезть в личную жизнь близких президенту людей. Но даже после этого западные СМИ продолжали настаивать в своих публикациях на том, что неформальные отношения главы узбекского МИДа и его консультанта все же были оформлены. Правда, все это делалось в строжайшей тайне в узком кругу.
Хотя секретность упомянутого брака наверняка связана не столько с личностями, сколько с узбекскими традициями. Пышные свадьбы здесь играют для молодых. 49-летний Сафаев (он развелся с первой женой в 2001 году, как только прибыл из США, где был послом) и тридцатилетняя Каримова (она до сих пор судится со своим бывшим мужем, гражданином США, по поводу детей) уже имели семьи. Поэтому и бракосочетание должно было проходить скромно.
У наблюдателей вызывает интерес не сам брак, а то, почему он произошел именно сейчас. Financial Times и ВВС намекают на то, что у Каримова есть проблемы со здоровьем и он якобы ищет себе преемника. И Сафаев - один из них. Между тем с таким же успехом можно предположить, что преемником может стать и другой будущий зять президента. Скажем, Тимур Тиллалуев, с которым помолвлена младшая дочь президента Узбекистана. Так или иначе, судьба дочерей президента и их спутников жизни уже связана с большой политикой, хотя вряд ли можно с уверенностью сказать, что передача власти в Узбекистане будет осуществлена именно по мужской линии в ближайшем окружении президента.
Есть версия, что Каримов не будет рисковать и скорее всего пойдет по пути Гейдара Алиева и предложит на президентский пост свою дочь Гульнару. (Кстати, сейчас не только в Узбекистане и Азербайджане рассматривается вопрос о передаче власти ближайшим родственникам. В Киргизии упорно циркулируют слухи, что Аскар Акаев намерен выдвинуть в президенты свою жену). Выборы в Узбекистане, как и в других центральноазиатских странах, всегда были условностью. Сомневаться в том, что победит ставленник президента, не приходится. За то, что Каримов склонен видеть в качестве преемницы именно свою дочь Гульнару, говорит ряд обстоятельств.
Во-первых, в стране сильны межклановые противоречия, нет никаких гарантий, что один из его преемников-зятьев не удержится от соблазна ввязаться в борьбу за больший кусок пирога. С помощью репрессивного аппарата и лавирования между кланами Каримову до сих пор удавалось поддерживать в обществе равновесие. Однако любой непродуманный шаг в борьбе за власть может нарушить этот баланс. Поэтому нужен человек, который сможет, как он сам, управлять страной без видимых конфликтов. Есть мнение, что Гульнара более всего подходит на эту роль. Волевая, образованная выпускница Гарварда, успешная в бизнесе, обладательница черного пояса по карате, она только внешне имеет азиатские черты лица. Как известно, в ее жилах течет мамина славянская кровь, по образу жизни и поведению Гульнара Каримова давно стала светским человеком. Чем-то она даже напоминает Беназир Бхутто, в 90-х годах бывшую премьер-министром Пакистана. Хотя потенциал у Каримовой заметно выше. Она явно не философ, более решительная и раскрепощенная. Во-вторых, в пользу выбора кандидатуры Гульнары на пост главы государства говорит тот факт, что Каримова явно пророссийски настроена. Она имеет в России свой бизнес. Америка ей "осточертела". К тому же по информации BBC она объявлена там персоной нон грата. При этом отец, похоже, опять меняет внешнеполитические ориентиры. Он охладел к США и сотрудничеству с НАТО и вновь поворачивается в сторону России. Недавний визит Владимира Путина в Узбекистан и последовавшее за ним оживление в нефтегазовых контактах ("Газпром" подписал долгосрочное соглашение на покупку газа), вливание русского финансового капитала в узбекский - тому свидетельство. Конечно, базы НАТО в стране останутся. Конечно, Запад будет помогать Узбекистану. Но все это не помешает дружбе с Москвой, которая, видимо, готова поддерживать действия нынешнего узбекского лидера в обмен на лояльность.
В-третьих, судя по тональности материалов о Гульнаре Каримовой в Financial Times и ВВС и в последующем массовом их тиражировании в российских СМИ, Запад пытается выставить ее не в самом лучшем свете - дескать, миллионерша процветает, а народ голодает. Но интересно здесь другое. Информация о возможном браке Каримовой с Сафаевым на ряде сайтов прошла еще в мае. Тогда она не привлекла к себе внимания. И только сейчас, когда встает вопрос о новом преемнике Ислама Каримова, его дочку "интенсивно обливают грязью". Кто заказчик компромата на Гульнару Каримову, неизвестно, хотя этот факт как нельзя лучше подтверждает вывод о том, что борьба за власть в Узбекистане обостряется на глазах.
Все это происходит на фоне массового недовольства населения, забастовок рабочих и т.п. Так, в Фергане в середине августа бастуют рабочие двух самых крупных предприятий города: нефтеперегонного завода и завода фурановых соединений. Общее число забастовщиков превысило 4 тыс. человек. Массовый протест в связи с невыплатой зарплаты демонстрировали рабочие предприятия "Резинотехника" в городе Ангрене, пикетировали здания местных властей пенсионеры в Хорезмской области, Самарканде и других городах республики. Узбекские правозащитники забросали ООН и другие международные организации письмами о фактах нарушения прав человека в стране. Они постоянно пикетируют властные учреждения в Ташкенте и других городах республики. Для мусульманской страны это настолько нетипично, что еще раз подтверждает серьезность обстановки, складывающейся в стране. Представительство Всемирного банка в Узбекистане опубликовало первый в истории республики анализ уровня жизни населения. Авторы документа отмечают, что к категории малообеспеченных относится сегодня более четверти населения республики, причем треть из них живет "в крайней нищете". Анализ причин бедности показывает, что наблюдается устойчивый спад иностранных инвестиций, которые составляют сегодня всего 3 долл. на душу населения. Это один из самых низких показателей в СНГ. Также среди стран СНГ Узбекистан занимает последнее место по росту ВВП. Внутренний валовой продукт на душу населения в 2001 году составил 2400 долл.
Будет ли в Узбекистане использован в борьбе за власть фактор, связанный с недовольством населения, сказать трудно. Но нельзя исключать, что ситуация может выйти из-под контроля и без "влияния" политиков и жирующих кланов. Возможно, что тогда в лидеры страны выдвинутся совсем другие фигуры┘