Никто в Грузии не может быть уверен в своей безопасности.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил на днях о том, что отмена четыре года назад в стране смертной казни себя не оправдала. Разгул криминалитета, обозначившийся в Грузии еще в начале 90-х годов, подавить так и не удалось. Да, в Тбилиси бандиты уже не ходят по улицам в открытую с автоматами. Но людей здесь похищают с пугающей регулярностью. Для преступных группировок это стало весьма доходным бизнесом.
В воскресенье вернулся домой похищенный во второй раз за прошедший год двенадцатилетний сын влиятельного в грузинском городе Зестафони бизнесмена Дмитрия Сарданадзе. Первый раз он был похищен весной. Тогда отец выполнил все требования похитителей и заплатил за освобождение Георгия требуемую сумму. Спустя полгода, 29 августа, Георгия Сарданадзе похитили снова, когда семья бизнесмена возвращалась на своей автомашине домой с черноморского курорта Кобулети. Тбилисские СМИ утверждают, что в этот раз похитители получили, как и требовали, 100 тыс. долларов...
Из разных источников неоднократно поступала информация о причастности к похищениям людей чиновников правоохранительных органов. Пару недель назад в Тбилиси арестовали заместителя председателя Департамента исполнения наказаний Министерства юстиции Грузии Мераба Шубитидзе. По данным следствия, он был причастен к похищению подростка в окрестностях грузинской столицы. При аресте у чиновника было изъято 16 тысяч предварительно помеченных долларов.
Все эти факты вызвали крайне жесткую реакцию президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. По его оценке, такого количества "похищений людей, грабежей и других тяжких преступлений в Грузии не было никогда". Причем, сказал он, преступники в тюрьмах "живут порой лучше, чем простые люди на свободе", а само наказание "фактически потеряло" смысл. Насчет комфортной жизни "криминальных авторитетов" в тюрьмах и зонах Эдуард Шеварднадзе не преувеличил: за деньги либо благодаря связям там можно получить почти все. Практически каждая проверка соблюдения режима в местах заключения заканчивается изъятием "неположенных" цветных телевизоров, мобильных телефонов, огнестрельного оружия. Анализируя на недавнем заседании правительства складывающуюся ситуацию, глава государства заявил: "Если бы не проблемы с Советом Европы, то смертную казнь в Грузии отменять не стоило". Именно отмена смертной казни в 1999 году была одним из основных условий приема страны в эту организацию. Кроме того, президент Шеварднадзе в последние годы своими указами помиловал тысячи осужденных. Правда, по данным Генпрокуратуры страны, процентов 95, а то и больше досрочно освобожденных преступников очень скоро снова оказывалось за решеткой.
В общем, с этим надо кончать, потребовал Эдуард Шеварднадзе. Но оппозиция увидела в заявлении президента не что иное, как "отказ от демократических ценностей". Как заявила один из лидеров оппозиции, председатель парламента Нино Бурджанадзе, точка зрения главы государства по меньшей мере настораживает.
Попытки поддерживающих главу государства парламентских фракций разъяснить, что президент вовсе не имел в виду восстановление в стране смертной казни, а высказался лишь за ужесточение законодательства, похоже, никого ни в чем не убедили. Эдуарду Шеварднадзе, видно, еще долго придется объяснять, что он имел в виду.