Генеральная прокуратура Азербайджана в конце прошлой недели обратилась к российским правоохранительным органам с запросом об экстрадиции бывшего спикера азербайджанского парламента, председателя Демократической партии этой страны Расула Гулиева. Об этом со ссылкой на Генпрокуратуру республики, сообщило информационное агентство Regnum. Эту информацию подтвердили "НГ" в приемной генерального прокурора Азербайджана. Известно, что у себя на родине Гулиев обвиняется в хищении госимущества в особо крупных размерах. С 1996 года в статусе политического эмигранта он проживает на территории США. Поводом для обращения азербайджанской Фемиды к российской послужил визит экс-спикера в Россию в последних числах августа.
По всей видимости, официальный Баку решил воспользоваться тем, что Азербайджан и Россия являются участниками Минской конвенции, подписанной еще в 1993 году и предусматривающей упрощенную процедуру экстрадиции граждан той или иной страны СНГ. Такого рода вопросы решаются непосредственно органами внутренних дел двух стран. Вместе с тем очевидна и политическая подоплека упомянутого обращения. Экстрадиция Гулиева, его неизбежный арест и возможный скорый суд на родине могли бы сыграть роль показательного закручивания гаек и добавить власти несколько очков в предвыборных баталиях, разыгравшихся между кланом Гейдара Алиева и его противниками.
Между тем факт пребывания Гулиева в Москве на прошлой неделе "НГ" подтвердил экс-президент Азербайджана и сопредседатель Социал-демократической партии республики Аяз Муталибов (как известно, после своего свержения в начале 1990-х он 10 лет проживает в Москве). Муталибов, как и Гулиев, является у себя в стране персоной нон грата. При этом оба бывших лидера претендовали на участие в предстоящих в октябре президентских выборах, однако национальный ЦИК не зарегистрировал их кандидатуры. 27 августа экс-президент и экс-спикер провели в Москве встречу. Предметом их консультаций стала выработка дальнейших действий. "Мы обсудили предвыборную ситуацию в Азербайджане и пути проведения президентских выборов в демократических условиях", - так прокомментировал корреспонденту "НГ" состоявшийся диалог Муталибов. С его же слов, пребывание Гулиева в Москве было недолгим - всего два дня. Однако краткость визита бывший президент не связывал с возможной экстрадицией Гулиева, так как "у экс-спикера есть все документальные основания его невиновности, поэтому приезд в Москву ему ничем не грозил".
И все же Гулиев явно спешил - 28 августа в Москве его уже не было, что кроме Муталибова подтвердил "НГ" и генеральный секретарь Демпартии Сардар Джалалоглу. Дополнительно он сообщил, что председатель партии Гулиев уже находится в Амстердаме, где планирует провести встречу с руководством ОБСЕ.
Запрос из азербайджанской Генпрокуратуры был отправлен 29 августа. Можно даже предположить, что о подготовке данного обращения в российскую Генпрокуратуру обоим лидерам оппозиционных партий было известно заранее, и они решили не рисковать, проведя встречу накоротке. В то же время среди азербайджанских эмигрантов распространился слух о том, что приезд Гулиева в Москву состоялся "под гарантии" правоохранительных органов России. Эту информацию в пресс-службе российской Генпрокуратуры отказывались комментировать в течение всего вчерашнего дня, ссылаясь на то, что "информация выясняется", а исполняющая обязанности руководителя Центра информации этого ведомства Наталья Вишнякова под разными предлогами уклонилась от комментариев, оказавшись практически недоступной.