Вчера Россия получила удар под дых от ближайших соседей, и, как смела надеяться, союзников - Украины и Белоруссии. В результате под большой вопрос были поставлены планы Москвы по созданию единого экономического пространства (ЕЭП) на территории России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
Не успел премьер-министр РФ Михаил Касьянов порадоваться полному согласию, достигнутому правительствами "четверки", как украинский министр иностранных дел Анатолий Зленко обвинил Россию в посягательстве на суверенитет Украины. По его мнению, Москва пытается включить Киев в зону своего влияния. "Стратегический курс Украины на европейскую интеграцию не может поддаваться какой-либо коррозии", - сказал министр.
А накануне в пух и прах разнес интеграционные планы Александр Лукашенко. В среду, во время поездки по белорусской глубинке, Лукашенко заявил на встрече с жителями заштатного городка Орша, что его не устраивают предложенные Москвой условия введения российского рубля в Белоруссии. Более того, президент Лукашенко сказал, что не потерпит превращения Белоруссии во второстепенное государство. "Если мы вводим чужую валюту, мы можем оказаться в роли второстепенного, подчиненного государства, - сказал он. - Я боюсь этого и делаю все, чтобы этого не произошло". Небольшой, но очень эмоциональный спич перед изумленным населением содержал опасения по поводу того, к чему может привести объединение двух государств, и завершался советом: "Свои рубли, белорусские, держите в кармане. Их мало, но зато они свои!"
Столь жесткие выступления из Белоруссии и Украины последовали на фоне звучащих последние несколько дней торжественных объявлений российских высших должностных лиц о том, что дан старт очередного - и самого амбициозного - интеграционного проекта на территории бывшего СССР. Вчера на заседании правительства премьер-министр Михаил Касьянов объявил, что 18 сентября в Ялте президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подпишут соглашение о создании единого экономического пространства. Одновременно ими будет одобрена концепция формирования этого самого пространства. В четверг российское правительство завизировало проекты обоих документов. Накануне глава российской делегации на переговорах по ЕЭП вице-премьер Виктор Христенко констатировал: "Четверка готова подписать свой Римский договор, с которого в свое время началась история Европейского союза". Да и в соглашении о введении единого рубля на территории Союзного государства, как заявлял на днях Алексей Кудрин, не осталось ни одного пункта, который бы вызывал возражения российской либо белорусской стороны.
Для того чтобы лично убедиться в готовности белорусского президента подписать все заранее согласованные документы, в Минске на днях побывал министр внутренних дел России Борис Грызлов. Видимо, и у него не возникло подозрений, что договоренности могут быть сорваны, поскольку вчера российский президент Путин направил своему строптивому белорусскому коллеге предложение подписать наконец соглашение о единой денежной валюте Союзного государства России и Белоруссии. Об этом сообщила пресс-служба президента РФ. "Сейчас принципиально важно сделать дальнейшие шаги, обеспечивающие выход на качественно новый уровень интеграционного взаимодействия, - говорится в послании. - Подготовка проекта соглашения об использовании рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Белоруссия фактически завершена".
Высказывания белорусского президента и украинского министра иностранных дел красноречиво свидетельствуют о том, что все интеграционные усилия России провалились. По мнению руководителя аналитической группы "Меркатор" Дмитрия Орешкина, так же, как Александр Лукашенко, "будут поступать все остальные руководители бывших стран СССР по одной причине - им их власть дороже, чем экономическое развитие страны и благосостояние народа". "ЕЭП не будет до тех пор, - сказал "НГ" эксперт, - пока мы не изживем постсоветский синдром, когда политические и административные соображения ставятся над экономическими. Только когда украинцы поймут, что Россия не пытается доминировать административными, военными методами над ее территорией, и Россия действительно поймет, что ей самой это невыгодно, тогда начнут рассматривать экономику как экономику, а не как средство подавления, экспансии, перестанут подозревать друг друга в попытках подорвать единство или под этим флагом установить режим доминирования".