Вчера в Москву с четырехдневным рабочим визитом прибыл министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания. Как сообщил "НГ" начальник Департамента по связям с общественностью МГБ Грузии Ника Лалиашвили, в ходе встреч с российскими коллегами Хабурдзания обсудит вопросы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и координацию действий между спецслужбами России и Грузии. Что стоит за этой дежурной протокольной формулировкой, немного прояснил сам министр. Перед вылетом в Москву Валерий Хабурдзания сообщил журналистам, что в числе прочего попытается получить согласие российских спецслужб на допрос грузинскими следователями задержанного 24 июня в Москве 29-летнего Шоты Чичиашвили, разыскиваемого в Грузии за совершение особо тяжких преступлений, в частности за организацию наиболее громких похищений людей.
На сегодня известно, что задержанный московскими и грузинскими оперативниками Чичиашвили с 1993 года проживал в Панкисском ущелье, и практически все похищения людей в Грузии, в том числе испанских бизнесменов Франциско Родригеса и Хосе Антонио Треминьо, британского предпринимателя Питера Шоу и депутата грузинского парламента Петрэ Цискаришвили, были организованы и осуществлены возглавляемой им преступной группой из 15 человек.
В июне, сразу после ареста в Москве панкисского "авторитета", в Тбилиси не сомневались, что его передача грузинскому правосудию состоится без проволочек. Однако спустя два месяца никаких реальных подвижек в этом деле не наблюдается. Ситуация, судя по всему, зависла настолько, что потребовала срочного прибытия в российскую столицу грузинского министра. Впрочем, как сказал накануне своего визита Валерий Хабурдзания, "на данном этапе грузинская сторона вовсе не настаивает на экстрадиции Чичиашвили в Тбилиси и желает лишь получить согласие российских коллег на проведение с ним необходимых следственных действий".
Особый интерес министра к этому делу объясняется просто: с января 2003 года возбужденное Генпрокуратурой республики уголовное дело о похищениях людей было передано в МГБ Грузии. К тому же этому делу в Тбилиси придают исключительное значение - на карту поставлена честь мундира грузинских правоохранителей: ведь те же бывшие испанские заложники, вернувшись домой, прямо обвинили в причастности к их похищению высокопоставленных чиновников в погонах. Поэтому допрос Чичиашвили, по словам министра Хабурдзания, необходим для уточнения обстоятельств похищений, а также установления других фигурантов этого дела - как похитителей, так и заказчиков. Ими могут оказаться весьма влиятельные лица, которые и наняли исполнителей из числа панкисских авторитетов.
Что касается осторожности грузинской стороны в "деле Чичиашвили" и нежелания "на данном этапе" обострять вопрос об экстрадиции бандита в Грузию, то это, в сущности, объясняется довольно просто. Да, между двумя странами подписано соглашение о выдаче задержанных преступников. Но недавние перипетии с выдачей Генпрокуратуре РФ задержанных на грузино-российской границе 13 чеченских боевиков (когда грузинская сторона в итоге выдала России лишь пятерых, а остальные либо отпущены под подписку о невыезде, либо их решено судить на месте, по грузинским законам) заставляют усомниться в том, что выдача преступников свободна от политических отношений двух стран.
В связи с этим не исключено, что в ходе нынешнего визита в Москву главы МГБ Грузии будет обсуждаться возможность обмена Шоты Чичиашвили на кого-то из тех чеченцев. Впрочем, официально эту версию грузинская сторона не подтверждает. Как сказал "НГ" пресс-секретарь посольства Грузии в РФ Вахтанг Татунашвили, подобные слухи действительно распространяются, однако, по его словам, ничего реального они под собой не имеют. Сенсации, по словам Татунашвили, в данном случае не будет, а будут обстоятельные консультации между руководителями грузинской и российской спецслужб, которые к тому же давно уже наладили между собой четкое взаимодействие в решении многих вопросов.