Несмотря на явные разногласия, на встрече с журналистами премьер-министры России и Украины демонстрировали единство позиций.
Завтра станет известно, удалось ли российскому премьеру Михаилу Касьянову добиться создания российско-украинского газотранспортного консорциума (ГТК) на российских условиях. Это станет очевидно на заседании совета учредителей ГТК, которое состоится в Киеве.
Напомним, что судьба ГТК на прошлой неделе оказалась под угрозой. Вопреки уже согласованным схемам создания консорциума Киев сделал ход, который в Москве восприняли как попытку пересмотреть все достигнутые ранее договоренности, и более того, как попытку шантажа.
В минувший четверг на заседании коллегии Минэнерго Украины глава этого ведомства Сергей Ермилов, лично курирующий вопросы создания ГТК, неожиданно для всех заявил, что созданная при украинском Кабинете министров специальная рабочая группа рассматривает возможность привлечения в консорциум трех центральноазиатских республик - Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Мотивировка проста: эти три страны уже давно экспортируют свой газ через украинскую трубу и заинтересованы в увеличении объемов экспорта. Тем более что свой газ на Украину эти страны поставляют через трубопроводы "Газпрома".
Идея украинского партнера для российской стороны, которую представляет "Газпром", оказалась не единственным неприятным сюрпризом. На том же заседании украинский министр энергетики заявил, что существующая газоэкспортная инфраструктура останется в распоряжении украинского правительства, а создающийся международный консорциум сможет управлять не всей газопроводной системой страны, а только новой веткой Александров Гай - Фролово - Новопсков - Ужгород. Более того, Киев предлагает будущим участникам ГТК раскошелиться на прокладку нового газопровода "Александров Гай - Новопсков" - от российско-казахстанской до российско-украинской границы.
В минувшую пятницу в Москву для объяснений спешно был вызван украинский премьер Виктор Янукович. Подробности его встречи с главой правительства РФ Михаилом Касьяновым пока не сообщаются, но ясно, что теперь будущее ГТК напрямую зависит от договоренностей, которые удалось достичь премьерам. Михаил Касьянов от подробных комментариев воздержался, но жесткую позицию российской стороны все-таки выразил. По его словам, российская сторона вообще отказывается обсуждать идею привлечения в украинско-российский консорциум таких стран, как Казахстан, Узбекистан и Туркмения. "Я пока отношусь к этому, как к предварительной информации и не принимаю ее всерьез", - сказал российский премьер. Главный минус для российской стороны в предложении Киева заключается прежде всего в том, что с появлением трех новых участников "Газпром" неизбежно потеряет позиции монопольного поставщика природного газа в страны Евросоюза. Нарушит реализация этого предложения и устраивающую "Газпром" диспозицию: ведь ранее планировалось, что обе стороны - и российская и украинская - будут иметь в ГТК равное долевое участие - по 50 процентов. Причем у России все равно было преимущество - газ-то в Европу транзитом через украинскую территорию планировалось качать российский. Словом, у ведомства Алексея Миллера были все возможности контролировать работу ГТК. В новых условиях, если на них станет настаивать Киев, это преимущество теряется. Новые участники консорциума - Казахстан, Узбекистан и Туркмения - вряд ли будут поддерживать в органах управления ГТК российские позиции в ущерб собственным и украинским. И тем временем будут наращивать объемы поставок своего газа, отводя России, по сути, роль транзитной территории.
Серьезность же позиций Киева в этом вопросе подтверждает резкость недавних высказываний руководителя топливно-энергетического блока правительства Украины Виталия Гайдука. "У россиян, - по его словам, - другого выхода нет. Для того чтобы обеспечить потребности Европейского союза в тех объемах, которые планирует Россия к 2013 году, другого газа помимо среднеазиатского у них нет. И другого пути, кроме строительства новой ветки газопровода, тоже нет".
Однако даже попытка Киева подобным образом шантажировать Москву может дорого ему стоить. Ведь не кто иной, а именно российский "Газпром" поставляет в Украину треть потребляемого страной "голубого топлива".
Москва-Киев