Религиозная и конфессиональная самоидентификация
Верующими в Бога считают себя более половины (54%) опрошенных. Еще 17,2% объявили себя верующими, но не в Бога, а в сверхъестественные силы. Между верой и неверием колеблются 16,2% респондентов. Равнодушных к религии оказалось 7,2%, неверующих - 5,5%.
О своей принадлежности к Православным и Греко-Католической Церквам Украины заявили в общем 70,4% верующих в Бога респондентов (в том числе к УПЦ Московского Патриархата - 28,3%, УПЦ Киевского Патриархата - 33,6%, УГКЦ - 8,5%). К другим вероисповеданиям (главным образом протестантам и мусульманам) отнесли себя 5,9% студентов. 23,7% не принадлежат ни к какой Церкви.
Безусловно, для довольно значительной части студенческой молодежи церковная принадлежность является демонстрацией этнических, культурных и политических, а не реальных религиозных предпочтений. Именно это, судя по всему, побуждало значительное число опрошенных назвать "своей" Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. Примечательно, что о принадлежности к этой Церкви заявил каждый пятый колеблющийся между верой и неверием (к УПЦ МП отнесли себя 8,3%, к УГКЦ - 3,1%).
После этого едва ли можно считать парадоксальным тот факт, что немало студентов, объявивших себя христианами, не верят в основные христианские догматы. Религиозное поведение основной массы опрошенных выглядит также не слишком последовательным. В частности, оказалось, что 15,5% молодых христиан совсем не посещают богослужений; 56,5% посещают их несколько раз в год по большим праздникам, 15,5% - часто, но нерегулярно и лишь 12,5% - ежемесячно и чаще. Наиболее высокие показатели здесь среди молодежи УГКЦ: 30,3% регулярно посещают богослужения, 24,2% - часто, 36,4% - несколько раз в год и только 9,1% совсем не посещают. В других конфессиях (напомним, что это 5,9% студентов) 71,4% опрошенных регулярно и часто принимают участие в богослужениях.
Роль религии в общественной жизни
В целом 62% респондентов (72,6% среди верующих и 24,3% среди неверующих) оценивают роль религии и Церкви в стране как положительную или близкую к положительной, 29,2% - как отрицательную или близкую к отрицательной.
Около 40,5% опрошенных склонны доверять Церкви и священникам; 26% не доверяют или склоняются к недоверию религиозным организациям. Из верующих в Бога 62,6% респондентов склонны доверять Церкви и священникам, 26,8% не высказали своего отношения к ним и 10,6% не доверяют священникам и религиозным организациям. Более всего доверяют Церкви и духовенству Московского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви соответственно 68,4 и 66,7%.
Что касается межконфессиональных отношений в Донецкой области, то их оценили как хорошие и скорее хорошие, чем наоборот, почти 60% студентов, как плохие и скорее плохие - 40,5%. Впрочем, как свидетельствуют другие результаты исследования, эта проблема не очень волнует основную студенческую массу.
Нравственно-ценностные ориентиры
Среди ценностей, имеющих первостепенное значение для современных студентов, первые места занимают: семья - 73,3%, образование - 62,2%, любовь - 61,9%, интересная работа - 50,7%. Среди других ценностей: друзья - 50,4%, деньги - 35,8%, общественное положение - 28,6%, религия - 18,1% и национальные ценности - 14%.
Иными словами, студенты не относят религию к первостепенным ценностям, что, собственно, фиксировалось и исследованиями других категорий молодежи. Но все-таки ее признала важной треть респондентов (42,4% среди верующих), не очень важной - 34,3% опрошенных. Любопытно, что для 4,8% тех, кто назвал себя верующими, религия "вовсе не имеет значения".
Среди положительных личных качеств большинство студентов назвали доброту - 69,5%, честность - 66,8%, ответственность - 69%, силу и выносливость - 55,5%, настойчивость - 50,6%, духовность - 38,1%, деловитость - 34%. Веру в Бога считают первостепенной 28% всех опрошенных (41,7% верующих), 48% опрошенных считают ее "важной", а 24% отнесли веру в Бога к несущественным качествам личности.
Оценивая роль религии в жизни человека и общества, 16,3% респондентов указали, что вера дает душевный покой, силу, надежду; 11,3% - вызывает чувства милосердия, сочувствия, добра; 10,4% - облегчает душевные переживания, страдания и страхи; 8,3% - удерживает от плохих поступков; 7,9% - повышает духовность человека; 6,3% - содействует очищению души, является путем в вечную жизнь. Эти данные позволяют говорить о некотором прагматизме в понимании молодежью веры, ибо другие ее функции, например, онтологическая ("придает смысл жизни" - 5,4%), гносеологическая ("формирует представление о Боге, мире, космосе, человеке" - 4,4%) представлены в ответах респондентов значительно слабее.
Что же касается отрицательных оценок роли веры в жизни человека, то, во-первых, их удельный вес в общем массе ответов незначителен, а во-вторых, варианты ответов, содержащих подобные оценки, были даны некоторыми респондентами наряду с положительными оценками (например, вера рождает чувство милосердия, является путем очищения души, покаяния, но вместе с тем и делает человека ограниченным, недалеким, а его ум - рабским).
Значительно больше они обеспокоены ухудшением экологической ситуации (24%), ростом преступности (17,9%), упадком нравственности (14,1%) и угрозой войны (13,2%).
На вопрос, что может изменить к лучшему ситуацию в нравственной сфере, большинство респондентов (37,6%) указало, что это обращение к общечеловеческим ценностям, 15,7% - обращение к религиозным ценностям, 14,5% - к национально-патриотическим ценностям, 24% не дали ответа.
Вера в повседневной практике
Свое собственное будущее большинство респондентов также связывают с внерелигиозными факторами: с собственными силами (30%), родственниками, знакомыми, друзьями (15%), переходом к полноценной рыночной экономике (13,8%) и т.п., и только 4,1% (среди верующих - 6,1%) - с Церковью и 7,5% (среди верующих - 12,7%) - с верой в Бога.
Студентам также предложили вопрос о целесообразности введения религиозных дисциплин (христианской этики, Закона Божьего и т.п.) в светских учебных заведениях. Против высказались 29,1% опрошенных; не определились с ответом 23,2%; считают, что это следует сделать в общеобразовательной школе - 13,2%, в высших учебных заведениях - 20,5%, на других уровнях - 14%.
Итак, религия занимает важное, однако далеко не главное место в жизни современной студенческой молодежи. Религиозность, с одной стороны, имеет довольно явный приватный характер, с другой же - является фактором национальной и даже политической идентификации.
Донецк