Накануне подписания соглашения о введении единой валюты Союзного государства обе стороны заняты подготовкой документов на тот случай, если российский рубль придется в Минске не ко двору. Как уже писала "НГ", в начале прошлой недели в Москве на заседании белорусско-российской рабочей группы Москва и Минск наконец договорились, на каких условиях вводить рубль. Амбиции официального Минска по поводу двух эмиссионных центров провалились. Первый замминистра финансов РФ Алексей Улюкаев заявил предельно ясно: "Эмиссию будет осуществлять Центробанк Российской Федерации". Правда, соглашению еще предстоит пройти утверждение на уровне правительств и центральных банков обеих стран, а затем его должны подписать оба президента. Аналитики не без оснований полагают, что вот тут-то и начнутся проблемы.
Белорусский лидер хранит сдержанное молчание по поводу перспектив перехода на единую валюту, однако это вовсе не значит, что он готов пойти на поводу у Кремля. На совещании по идеологии 13 августа он в запальчивости позволил себе реплику, которая многое прояснила: "Путин меня тут уговаривал┘ Мол, ничего страшного, если Белоруссия почувствует себя зависимой от Москвы. В крайнем случае перейдете обратно на белорусские рубли. Нет уж, вы не думайте, что все так просто. Не думайте, что я сдам России суверенитет нашего народа┘"
Подготавливаемое сейчас соглашение предусматривает, что в случае прекращения хождения российского рубля в Белоруссии изымут российские рубли и продадут Центробанку, который обязан их купить по номинальной стоимости. Документ также прописывает механизм возврата белоруской стороной кредитов, полученных под введение российского рубля, - если они не будут погашены в течение шести месяцев со дня "развода", их отнесут на государственный внешний долг Белоруссии с правом погашения в течение трех лет. Меж тем, по оценкам российского посла в Белоруссии Александра Блохина, с введением рубля Минск получит около полумиллиарда долларов (около 300 млн. в качестве компенсации по НДС за два предыдущих года и еще примерно 150 млн., чтобы компенсировать белорусам потери, которые вызваны отсутствием права эмиссии наличных денег). При таком раскладе можно предположить, что Минску будет выгодно сначала согласиться на введение российского рубля, а потом отменить его хождение. В соответствии с документом для "развода" достаточно даже письменного обращения одной из сторон - в этом случае он вступает в силу через полгода.
Минск