Премьер-министр Казахстана уверен, что иностранные инвесторы примут новые правила игры.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Даниал Кенжетаевич, в программе действий вашего правительства, основной упор сделан на модернизацию энергетической отрасли Казахстана. Многие эксперты усмотрели в этом претензии к работе Министерства энергетики...
- Ну какие могут быть претензии? Главная проблема отрасли сегодня - моральный и физический износ основных фондов большинства электростанций и электрических сетей, доходящий до 50-60%. Поэтому мы приступили к реализации большого инвестиционного проекта по реабилитации и модернизации национальной электросети, который поможет перейти к международным стандартам проектирования и безопасной эксплуатации электроэнергетического оборудования. Реализуем намеченное - сделаем отрасль по-настоящему прибыльной.
- Одной из приоритетных задач работы нового правительства вы назвали определение объема казахстанского участия в проектах по освоению каспийских нефтегазовых месторождений. Как это повлияет на работу иностранных компаний, в частности российских, которые собираются разрабатывать казахстанский шельф Каспия?
- Вы же не станете спорить с тем, что поддержка отечественного товаропроизводителя - задача любого правительства и любого государства? Поэтому мы будем отдавать предпочтение тем зарубежным компаниям, которые берут на себя обязательства по созданию совместных предприятий и новых рабочих мест для граждан Казахстана. Это касается и программы освоения каспийских нефтяных месторождений, которая предусматривает не только развитие сопутствующих отраслей, но и создание новых производств.
- Ряд экспертов заявляют, что на энергетическом рынке Казахстана приоритетные позиции отдают сегодня государственной компании "КазМунайГаз", а другие казахстанские компании при участии в совместных проектах таких преференций не имеют. Как вы оцениваете эту ситуацию?
- Это не совсем так. Согласитесь, что государство вправе реализовывать свое участие в больших нефтегазовых проектах через национальную компанию, 100% акций которой ему и принадлежит. Кроме того, право на проведение прямых переговоров по вопросам недропользования еще в 1999 году закреплено за "КазМунайГазом" специальным указом президента. Могу только добавить, что государство реализует свои права через компанию только при проведении тендерных процедур, так что особых льгот и преференций у нее перед другими казахстанскими фирмами, которые в основном являются частными, не было и нет. Это - рынок!
- Прогнозы Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана относительно запасов нефти на казахстанском шельфе Каспия неоднократно подвергались сомнению со стороны западных экспертов. А как вы сами оцениваете реальный потенциал казахстанских нефтегазовых месторождений?
- Согласитесь, вряд ли ведущие международные нефтедобывающие компании, в том числе и российские, рискнули бы вкладывать сотни миллионов долларов в пустое место!
На сегодня в казахстанском секторе в рамках северокаспийского проекта пробурено уже шесть скважин и на каждой получены промышленные притоки нефти. Поэтому с каждой новой скважиной мы будем уточнять как геологическое строение региона, так и прогнозные запасы углеводородов. Но то, что нефтегазовый потенциал Казахстана достаточно велик, - никто сомнению не подвергает.
- Россия и Казахстан первыми из прикаспийских стран подписали соглашение о совместном использовании ресурсов Каспия. Недавно к ним присоединился Азербайджан. Как, по-вашему, в дальнейшем будет проходить раздел спорного водоема?
- Только путем переговоров! Россия и Казахстан показали и странам региона, и остальному миру, как надо решать проблемы разведки и добычи углеводородов на спорных участках. Я знаю, что на таких же принципах будут выстраиваться отношения между Россией и Азербайджаном. В то же время существуют проблемы, касающиеся собственно самого принципа территориального раздела Каспия, так что впереди всех нас ждет достаточно продолжительный и сложный процесс. Однако нам ничего не остается, как решать эти проблемы путем двусторонних и многосторонних переговоров.
- Некоторые иностранные инвесторы периодически выражают неудовольствие действиями правительства Казахстана, изменяющего условия исполнения заключенных ранее контрактов. С чем это связано? Не требуется ли внести коррективы в инвестиционную политику республики?
- Мы не видим резона именно так реагировать на периодически возникающие слухи. Последние два-три года пресса не раз поднимала вопросы о намерении правительства Казахстана пересмотреть отдельные положения ранее заключенных контрактов на недропользование, хотя мы всегда заявляли о невозможности их изменения, поскольку казахстанским законодательством предусмотрены гарантии стабильности их действия.
Замечу, как действующим законодательством республики, так и самими соглашениями предусматривается возможность внесения в них изменений и дополнений. Однако ни одна из сторон не может этого делать в одностороннем порядке. Идет нормальный диалог. Единственное, на чем настаивает правительство Казахстана, так это на неукоснительном исполнении всех принятых на себя недропользователями обязательств по контрактам. Поэтому ни о каком пересмотре контрактов речи быть не может. Казахстан заинтересован в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов в добывающие отрасли и поддержании благоприятного инвестиционного климата. Гарантии стабильности выгодны и инвесторам, и республике.
- До июня 2004 года вы поручили приватизировать все региональные энергетические компании страны. Какой результат вы ожидаете получить от этой акции?
- Мы разработали план мероприятий по организации и функционированию розничного рынка электроэнергии и услуг, который предполагает завершение формирования института собственников субъектов рынка путем приватизации региональных электросетевых компаний. Реализация этого плана нацелена также на решение целого комплекса других проблем, включая снижение стоимости эксплуатации, модернизацию и создание настоящей конкурентной среды на электроэнергетическом рынке. Замечу только, что мы первые в СНГ решили пойти на такой шаг┘
- Одной из приоритетных задач правительства на ближайшее время вы поставили вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию. Насколько это реально в свете множества нерешенных проблем в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЦАС и других региональных и международных объединений?
- Действительно, вступление в ВТО - одна из наших приоритетных задач. Кстати, Россия и Украина тоже стремятся в ВТО . Но и для нас, и для наших партнеров по СНГ не должно быть поспешных решений. Надо четко и ясно представлять себе все позитивные и негативные последствия этого шага для наших стран - особенно с учетом уже функционирующих и создаваемых интеграционных структур на постсоветском пространстве.
Интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЦАС расширяется. Мы стараемся устранять барьеры во взаимной торговле, увеличивать ее объемы, продолжаем искать пути по созданию реально действующего таможенного союза и унификации законодательства, правовых норм, хотя некоторые вопросы решаются с огромным трудом. И это понятно: в условиях рынка каждый стремится найти свою выгоду.
Между тем еще в мае на межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято решение о взаимодействии членов сообщества при вступлении в ВТО. И все выразили готовность координировать свои усилия по вступлению в эту организацию в интересах национальных экономик и консультироваться по всем вопросам. Так что этот шаг Казахстана, как и России, вполне реален.