Длящийся почти два месяца скандал между Украиной и Россией по поводу использования нефтепровода Одесса-Броды наконец перешел в публичную плоскость. Почти все причастные к нему должностные лица сделали в последнее время множество громких заявлений. Но проблема до сих пор остается нерешенной.
Как известно, в июне Тюменская нефтяная компания (владеющая крупнейшим украинским нефтеперерабатывающим заводом в Лисичанске и, по некоторым сведениям, тесно сотрудничающая с зятем украинского президента, известным бизнесменом Виктором Пинчуком) предложила временно использовать нефтепровод Одесса-Броды в реверсном режиме. То есть нефть будет перекачиваться в обратном направлении, с Западной Украины в Одессу, а оттуда танкерами перевозиться через Босфор. Предполагалось, что по данному маршруту может экспортироваться до 9 млн. тонн нефти в год, что сулило бы Украине прибыль примерно в 60 млн. долл. Причем российская компания пояснила, что такой вариант будет действовать только до того момента, пока не достроена польская ветка нефтепровода. А затем по этому маршруту можно будет, как и задумывалось изначально, транспортировать каспийскую нефть в Европу. Украина по идее должна была заинтересоваться этим предложением, тем более что уже два года с момента достройки украинской части нефтепровод Одесса-Броды простаивал.
"Я удивляюсь, что построен такой мощный нефтепровод и два года пустует, - заявил на днях посол РФ на Украине Виктор Черномырдин. - Это представить себе трудно, такого в истории никогда не было..." Дипломат поддержал идею российских нефтяников: "Это настолько простой вопрос, что не нужно быть большим специалистом: никакого значения не имеет, куда качать и откуда качать. Есть возможность качать из Одессы - пожалуйста, направляйте. Есть из Брод - качайте отсюда". Черномырдина поддержали львовский мэр Любомир Буняк, ранее курировавший строительство маршрута Одесса-Броды, и некоторые члены парламентской фракции "Наша Украина". Непублично за реализацию предложения российской стороной выступили также руководители национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины".
Между тем появилось и множество противников проекта. Категорически против реверсного использования нефтепровода высказался в первую очередь министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов. Его позицию разделяет также руководство компании "Укртранснафта", которая занимается реализацией европейского маршрута транспортировки нефти. Противники российского проекта утверждают, что европейские партнеры перестанут сотрудничать с Украиной, если та, хотя бы временно, согласится на предложение российской стороны. В таком случае поставки каспийской нефти в Европу будут осуществляться через Румынию, а маршрут Одесса-Броды в перспективе не будет востребован. Множество подозрений вариант ТНК вызывает и у украинских нефтяников. Дело в том, что в случае реализации реверсного варианта российская нефть будет идти в обход: с востока на запад Украины, а потом снова на восток - в Одессу. Но российские компании отказались от предложенного им более короткого маршрута по Приднепровскому нефтепроводу. К тому же, говорят украинские эксперты, существующая сегодня проблема проливов Босфор и Дарданеллы с маршрутом Одесса-Броды значительно усложнится: нефть из Одессы может быть доставлена в Европу только на танкерах по чрезвычайно перегруженным проливам. Именно поэтому европейцы выступают против появления новых конкурентов на этом маршруте.
Тем не менее Москва увязала вопрос реверсного использования украинского нефтепровода с проблемой подписания 15-летнего украинско-российского соглашения о транзите нефти по территории Украины, в чем чрезвычайно заинтересован Киев. Об этом заявил Михаил Касьянов во время недавней встречи с главой украинского правительства Виктором Януковичем в Крыму. Янукович на это ответил весьма невразумительно: "С учетом экономической заинтересованности Украины и России мы объединим усилия и найдем форму, которая создаст условия для продвижения решений вперед..." Растерянность украинского премьера объясняется, возможно, его несамостоятельностью в сложной игре Киева вокруг нефтепровода.
Скандал с Россией уже позволил Украине значительно продвинуться в реализации проекта Одесса-Броды, интерес европейцев к которому значительно снизился за последние годы. Но на днях состоялись переговоры украинского премьера Виктора Януковича и председателя Совета министров Польши Лешека Миллера. Руководители двух правительств "отодвинули" интересы российских нефтяников и подтвердили, что Одесса-Броды будет качать каспийскую нефть в Европу. "Наша общая ближайшая задача - построить польскую часть нефтепровода и поработать с нашими партнерами из Каспийского бассейна относительно наполнения этого нефтепровода", - заявил Янукович во время встречи. По его словам, в ближайшее время будут созданы условия для транспортировки в Европу на немецкие НПЗ не менее 9 млн. тонн. А польский премьер сказал, что у правительств обеих стран хватит политической воли, чтобы способствовать решению всех связанных с этим вопросов. В итоге был подписан меморандум о создании совместного украинско-польского предприятия по вопросам реализации проекта нефтепровода Броды-Плоцк. Кстати, в мае этого года Еврокомиссия выделила грант в размере 2 млн. евро на техническую поддержку достройки трубопровода Одесса-Броды до польского Плоцка. В то же время прозвучало еще одно знаковое заявление, сделанное экспертами компании "ПрайсвотерхаусКуперс", которая занимается сопровождением европейского маршрута транспортировки нефти: "Через 10 лет будет наблюдаться большой рост спроса на нефть из Каспийского региона, и Одесса-Броды станет очень важной магистралью для перевозки этой нефти... В конце 2003 - начале 2004 года первая нефть уже может пойти по нему".
Подтверждением этих планов стал подписанный на прошлой неделе проект соглашения между Украиной и Казахстаном об увеличении транзита казахской нефти через территорию Украины. Как заявил украинский министр энергетики Сергей Ермилов, страна рассчитывает на львиную долю транзита нефти, ежегодная добыча которой в Казахстане сейчас составляет около 50 млн. тонн, а через несколько лет этот объем будет утроен. Условия соглашения пока не конкретизируются, но известно, что Казахстан уже заявлял как о готовности транспортировать 8 млн. тонн нефти в год через нефтетерминал "Южный", доставляя нефть по Приднепровскому нефтепроводу; так и о намерении сотрудничать с Украиной в вопросе транзита нефти по маршруту Одесса-Броды.
При этом президент Леонид Кучма, который ранее активно интересовался судьбой нефтепровода, сейчас не высказал своего мнения по поводу оптимального варианта использования нефтепровода. Но очевидно, что Кучма успел воспользоваться скандалом, чтобы уравновесить влияние разных финансово-политических групп в органах власти. Так, на днях глава "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко (по некоторым данным, близкий к Социал-демократической партии Украины (объединенной), один из руководителей которой занимает пост главы президентской администрации) был назначен первым замминистра топлива и энергетики. Вместе с тем сам министр Сергей Ермилов считается представителем "донецкой" финансово-политической группы.
Последние события вокруг нефтепровода обещают длительное противостояние сторонников традиционного его использования и апологетов реверсного режима работы. Решать, каким образом будет наполняться почти достроенный нефтепровод и в каком направлении по нему будет транспортироваться нефть, украинские власти будут еще долго. Пока правительство Украины отложило окончательное решение по этому вопросу и собирается привлечь на тендере независимого эксперта для оценки перспектив реверсной работы нефтепровода для прокачки российской нефти в Одессу. Ясно лишь одно - проблема нефтепровода окончательно перешла из экономической сферы в отрасль политических торгов и противостояний. А в атмосфере скандала Киев может, как бывало уже не раз, решить в режиме торга множество внешних и внутренних проблем.
Киев