Российскому президенту Владимиру Путину удалось навязать Александру Лукашенко свои условия и сроки введения единой союзной валюты. Это стало очевидно, когда после телефонного разговора президентов в рекордно короткие сроки было проведено долго откладываемое совещание российско-белорусской рабочей группы. Представители министерств финансов, Центробанка России и Нацбанка Белоруссии согласовали в понедельник основной вариант документа о введении на территории Союзного государства единой валюты. Об этом заявил, подводя итоги московского заседания российско-белорусской рабочей группы о введении единой валюты, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Участники встречи, которую возглавляли Кудрин и председатель правления Нацбанка Белоруссии Петр Прокопович, одобрили в целом доработанный проект соглашения. Глава Минфина РФ отметил также, что в итоге появилось два новых соглашения и два контракта "по кредитным линиям страхового характера".
Как и настаивала российская сторона, роль единого эмиссионного центра, по словам первого замминистра финансов РФ Алексея Улюкаева, будет выступать Центробанк России. Одновременно с введением рубля в Белоруссии с 1 января 2005 года Россия предоставит Белоруссии беспроцентный бессрочный рублевый кредит для того, чтобы "заместить ту сумму наличных белорусских рублей, которая сейчас находится в обращении в Белоруссии". По словам Улюкаева, Белоруссия получит около 20 млрд. рублей. Эти средства могут быть использованы для пополнения корреспондентского счета Нацбанка РБ в Центробанке РФ. Курс и сроки обмена белорусских рублей на российские пока не установлены. Однако замминистра финансов подчеркнул, что параллельного хождения двух валют на территории Белоруссии не будет. "С 1 января 2005 года в Белоруссии будут ходить только российские рубли", - заявил Улюкаев.
Итак, совершенно очевидно, что Владимиру Путину удалось наконец сломить сопротивление белорусского президента. Комментируя телефонный разговор с Александром Лукашенко, он сделал довольно жесткое заявление, что вопрос о введении единой валюты Союзного государства России и Белоруссии "пора окончательно закрыть либо так, либо иначе". В ближайшее время президенты должны встретиться, чтобы утвердить выработанную схему введения российского рубля.
Но вполне возможно, что в дальнейшем президент Лукашенко решит отказаться от своих обязательств и даст делу задний ход. По крайней мере после московского заседания российско-белорусской рабочей группы Лукашенко получил такую возможность. По словам вице-премьера Кудрина, на заседании был разработан проект документа, позволяющего Белоруссии передумать.