На днях в Таджикистане на полигоне Самбули (Хатлонская область) завершились совместные российско-таджикские командно-штабные учения. На них отрабатывалось взаимодействие подразделений ВС Таджикистана и 201-й российской дивизии на случай прорыва незаконных вооруженных формирований через таджикско-афганскую границу. В учениях приняли участие более 500 военнослужащих, сообщил "НГ" начальник пресс-службы Минобороны Таджикистана подполковник Заробиддин Сироджев.
При этом он подчеркнул, что Россия остается одним из важнейших стратегических партнеров Таджикистана. Наглядным подтверждением тому, по мнению Сироджева, является успешное сотрудничество между двумя странами в военной сфере. Так, в июле дважды проводились командно-штабные учения при участии 201-й российской дивизии и подразделений Министерства обороны Таджикистана. А в начале сентября на полигоне Ашулук (Астраханская область) планируется провести совместные боевые стрельбы в рамках объединенной системы ПВО, в которых примут участие и боевые расчеты войск противовоздушной обороны Таджикистана.
Российско-таджикское сотрудничество в военной сфере не ограничивается учениями. В нынешнем году, по словам главы пресс-службы Минобороны Таджикистана, в России обучаются около 600 таджикских курсантов и слушателей военных академий. Пока обучение проходит на коммерческой основе, но на последнем заседании Совета коллективной безопасности, которое проходило в Душанбе на уровне глав государств, принято решение о приеме курсантов стран - участников ОДКБ на льготных условиях.
Еще одно направление сотрудничества - создание 4-й российской базы на территории Таджикистана. Как недавно заявил министр обороны страны генерал-полковник Шерали Хайруллоев, сейчас идут переговоры об условиях ее создания. "Во избежание разногласий необходимо юридически правильно оформить документы, которые соответствовали бы законодательству Таджикистана и Российской Федерации", - пояснил министр.
"Не нужно ограничиваться военным сотрудничеством"
О сложностях и перспективах российско-таджикского военного сотрудничества рассказал в интервью "НГ" председатель Державного союза России генерал-полковник Леонид Ивашов.
- Леонид Григорьевич, в чем причина столь длительных переговоров по созданию 4-й военной базы в Таджикистане?
- На одной из встреч с президентом Эмомали Рахмоновым мы пришли к выводу, что положение российских военных будет устойчиво до тех пор, пока в республике будет присутствовать российский экономический интерес. Россия не должна ограничиваться только лишь военным сотрудничеством.
Руководство Таджикистана не раз заявляло о готовности развивать разностороннее сотрудничество с нами. Но, к сожалению, Россия не пошла на совместное использование оборонных предприятий на территории Таджикистана, на разработку месторождений природных ресурсов, на совместные проекты по развитию энергетики. Более того, военные (в частности, Генштаб России) сделали ряд серьезных ошибок.
В апреле 1999 года в Москве был подписан отвечающий интересам России Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана. Таджикская сторона довольно быстро ратифицировала этот документ, но процесс ратификации в России неожиданно встретил сопротивление Генштаба. Хотя тот же Генштаб участвовал в предварительной проработке проекта соглашений! Но перед слушаниями в Думе российский Генштаб потребовал пересмотра некоторых положений, что вызвало раздражение таджикской стороны. В результате были ужесточены условия пребывания российских военных. К тому же еще одним раздражителем в двусторонних отношениях стали натовские войска, появившиеся на территории Таджикистана.
- По всей видимости, Таджикистан не может бесконечно уповать на обещания со стороны Москвы. Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы ускорить процессе создания базы, в которой заинтересованы обе стороны?
- Таджикские власти стали смотреть чисто прагматически на те расходы, которые повлечет за собой российское военное базирование на территории Таджикистана. Конечно, такие настроения подогреваются тем, что натовцы за свое пребывание платят валюту. И таджикская сторона сделала ряд попыток финансово "уравновесить" условия для натовцев и для россиян.
Поэтому, для того чтобы сохранить военное сотрудничество, нам нужно выполнить несколько условий. Во-первых, необходима стратегия наших действий в отношении Центрально-Азиатского региона, которая за все годы реформ, к сожалению, так и не сформировалась. Во-вторых, надо поощрять российский бизнес и государственные экономические структуры для того, чтобы они участвовали в проектах с таджикскими партнерами. И в-третьих, нужно вместе с военным руководством Таджикистана выстроить прогноз развития военно-политической ситуации в регионе и составить совместный план действий по предотвращению, нейтрализации возможных угроз. Но все это можно решить только на уровне президентов двух государств.