С этого года в Туркмении почти невозможно получить высшее образование. По крайней мере это удовольствие доступно только избранным. В соответствии с июльским указом президента Сапармурата Ниязова выпускники школ должны сначала не менее двух лет проработать по выбранной ими специальности, а потом пытаться получить соответствующее образование. Документы принимаются только у тех абитуриентов, которые представят в приемные комиссии вузов трудовую книжку и характеристику с места работы. Причем обучение в вузах - только на туркменском языке. Обязательной на вступительных экзаменах дисциплиной остается "священная книга" - "Рухнама" Сапармурата Ниязова, ставшая официальным "моральным кодексом всех туркмен".
Затея с обязательным для поступления в вузы трудовым стажем не нова. Такое уже было в советские времена, когда предпочтение на вступительных экзаменах отдавалось абитуриентам, у которых был производственный стаж. Но в отличие от нынешнего туркменского опыта шансы на поступление у выпускников школ все же были. В Туркмении их нет. Нет и возможности совмещать учебу в вузе с работой: в системе высшего образования сохранена только очная форма обучения, все заочные и вечерние отделения вузов здесь ликвидировали еще в 1995 году, а два года назад объявили недействительными дипломы подобных отделений, полученные за пределами страны.
Все это подается как коренная реформа системы образования. Неясно пока, на какие результаты она нацелена, однако уже сейчас можно предположить, что туркменские власти не слишком заинтересованы в росте общего уровня образованности населения. Не случайно, видимо, сроки обучения в вузах сокращены до двух лет, в средних школах - до девяти. Для получения полноценного образования "ускоренного курса", конечно, маловато, зато такая схема, несомненно, снимает многие проблемы в управлении страной.
Выпускники школ вряд ли смогут при тотальной безработице в стране найти место работы без образования, но по будущей специальности. Проще будет тем, кто решил поступить в Военный институт Минобороны Туркмении (тут, видимо, хватит армейской службы), в вузы педагогического профиля (достаточно поработать пару лет нянечкой в детсаду). А где набирать стаж работы по будущей специальности тем, кто мечтает о дипломе, скажем, иняза, другого гуманитарного или технического вуза? Конечно, необходимые справки и даже трудовую книжку можно купить. Но в одной из беднейших стран Центральной Азии не у всех на это найдутся деньги. К тому же продавать и фальсифицировать такие документы крайне опасно. Недавно выборочную проверку подлинности представленных в приемные комиссии справок и трудовых книжек, подтверждающих наличие у абитуриента обязательного двухгодичного трудового стажа, проводило Министерство нацбезопасности Туркмении. Список выявленных нарушений предали огласке - в специальном сообщении Государственной службы новостей республики отмечается, что нарушения президентского указа имели место практически во всех велаятах (областях). Июльский улов туркменских "гэбистов" в приемных комиссиях вузов исчисляется десятками фиктивных справок с места работы и фальшивых трудовых книжек. По каждому из выявленных фактов обещано отдельное расследование. Так что в Ашхабаде ждут серии сенсационных разоблачений.
А первые оргвыводы между тем уже последовали: за подделку справок и трудовых книжек с работы на этой неделе уволены трое заведующих районными отделами народного образования, директора четырех средних школ, а также заведующая детским садом. Абитуриенты, которые обзавелись фальшивыми документами, внесены в отдельный "черный список", который делает для них возможность получения высшего образования вообще проблематичной. До 9 августа, когда в Туркмении заканчиваются приемные экзамены, сквозь сито специально созданной госкомиссии, которую возглавил вице-премьер Курбанкули Бердымухаммедов, будут "просеяны" все 16 вузов республики.