Конкуренция между "четверкой" (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина) и Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана превращается в борьбу.
Сегодня на очередном заседании Интеграционного комитета ЕврАзЭС в Москве будет распространен некий рабочий документ, состоящий из 36 пунктов и наглядно показывающий, чего достигло сообщество за без малого трехлетний период своего существования и какие высоты предстоит одолеть до 2009 г. Документ, как сказали корреспонденту "НГ" источники в ЕврАзЭС, призван в определенной степени побудить тех членов сообщества, которые еще медлят с подписанием ряда договоренностей по Таможенному союзу и ЕЭП, расторопнее продвигаться к целям, стоящим перед "пятеркой".
И в этом смысле 2009 г. не случайный рубеж. Напомним, что в минувшую пятницу один из представителей так называемой "группы высокого уровня" по созданию "четверки" первый вице-премьер Украины Николай Азаров сообщил о том, что ЕЭП в рамках четырех стран реально может быть создано через 5-7 лет (это примерно те же сроки, которые отмечены в документе ЕврАзЭС). Причем заявление это было сделано после того, как четырех вице-премьеров принял президент Владимир Путин. Во время встречи было заявлено, что основополагающее Соглашение о создании ЕЭП будет подписано в сентябре, к ялтинскому саммиту глав государств СНГ.
В Евразийском сообществе спешат к сентябрю завершить работу над дополнениями и изменениями к "Приоритетным направлениям развития ЕврАзЭС на 2003-2006 гг.". Не случайно именно этот вопрос обозначен в качестве первого пункта повестки дня сегодняшнего заседания. А в беседе с корреспондентом "НГ" генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота сказал также, что участники "проанализируют причины, влияющие на состояние и динамику взаимной торговли товарами, оказание услуг и инвестиционную деятельность государств ЕврАзЭС, обменяются мнениями о ходе формирования общего таможенного тарифа, обсудят механизм защиты внутренних рынков в условиях неприменения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле".
Любопытно и то, что обычно евразийский Интеграционный комитет, в состав которого входят вице-премьеры государств сообщества, собирается четыре раза в год. Однако этим летом будет проведено сразу три заседания. Таким образом, по мнению экспертов, очевидно, что ЕврАзЭС стремится как бы оторваться от еще не созданной "четверки", в которую, кстати сказать, входят практически те же участники (кроме Украины). И если "четверка" будет создана и ей будет задан определенный импульс развития, то внутри СНГ возникнут по сути две организации, у которых, в общем-то, одни и те же ориентиры и задачи. И в конечном итоге президенты могут решить, что одна из них явно "лишняя". Если учесть, что создание ЕврАзЭС не было идеей Путина (хотя, став в 2000 г. "преемником" Бориса Ельцина, он и подписал от имени России договор о создании этой структуры), то можно с большой долей вероятности предположить, что эта организация может влиться в состав "четверки". Генсек Рапота считает, что говорить об этом пока рано, "на все вопросы ответит сентябрь". ЕврАзЭС должно будет в кратчайшие сроки наглядно доказать свою эффективность. Что же касается "четверки", то ей придется пройти сначала весь изобилующий терниями организационный путь, который то же ЕврАзЭС уже прошло. Понадобится, в частности, заключить более 50 международных договоров и соглашений. Эксперты полагают, что будущая "четверка" не гарантирована от серьезных проблем уже на первом этапе ее создания. Скажем, в ее рамках продекларировано создание некоего наднационального органа, который будет принимать решения, обязательные для исполнения во всех четырех странах, что на нынешнем уровне вряд ли возможно.