Чтобы снять все вопросы, Эдуард Шеварднадзе обрисовал ситуацию в энергосекторе Грузии в предельно жестких красках. Реальность, по его словам, ныне такова, что никто из зарубежных энергоинвесторов "в двери Грузии не ломится". А посему, заявил грузинский лидер в своем традиционном радиоинтервью по понедельникам, если в такой ситуации вовремя не договориться с РАО "ЕЭС России", "вся Грузия останется без электроэнергии".
Этот пассаж Шеварднадзе адресовал непосредственно своим оппонентам в лагере оппозиции, так как возможность появления в Грузии РАО "ЕЭС России" уже на стадии обсуждения вызвала в стране нешуточный внутриполитический скандал. Причем особую остроту этому скандалу придает то, что российская компания приходит в Грузию на смену американской: контрольный пакет акций (75%) Тбилисской энергораспределительной компании "AES-ТЭЛАСИ" руководство РАО "ЕЭС России" выкупает у американской корпорации AES, "освоившей" Грузию еще в 90-х годах. Впрочем, вопрос с РАО "ЕЭС России", судя по всему, уже решен: по информации Шеварднадзе, уже в ближайшее время в Тбилиси прилетит Анатолий Чубайс, которого он "давно и хорошо знает". Так что сомнений в том, что над Грузией уже скоро будет светить "лампочка Чубайса", не должно быть никаких. Тем более что нынешний владелец тбилисских электросетей - американская компания AES так и не смогла приспособиться к своеобразию грузинского рынка, в итоге разорилась и предпочла за благо выставить на продажу свою долю акций "AES-ТЭЛАСИ". В общем, сказал Эдуард Шеварднадзе, американский инвестор "не оправдал возложенных на него надежд".
Разгорающийся скандал вокруг сделки с РАО "ЕЭС Россия" накладывается на другой - по поводу подписанного в июле правительством Грузии рассчитанного на 25 лет соглашения о стратегическом партнерстве с российским "Газпромом", берущим на себя львиную долю поставок природного газа грузинским потребителям. Ориентированная на Запад еще больше, чем сам президент Шеварднадзе, оппозиция увидела в этих грузино-российских сделках не только риск серьезно испортить отношения с Западом, в частности с США, но и очередную попытку российской политико-экономической экспансии.
Уж что-что, а американский фактор играл и играет для Грузии первостепенную роль. В случае же с "Газпромом" он приобретает особое значение: не далее как в начале июня, после блиц-визита в Тбилиси главы "Газпрома" Алексея Миллера, сюда же срочно был командирован советник президента США по энергетическим вопросам Каспия Стивен Манн, который попытался убедить власти Грузии и лично президента Шеварднадзе воздержаться от таких шагов, которые могут создать угрозу Шах-Денизскому проекту, предполагающему строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Тогда в Тбилиси американского гостя заверили, что контракт с российским "Газпромом" - не более чем теоретическая возможность, что интересы западных инвесторов для Грузии по-прежнему являются приоритетными. Но, как оказалось, договор с "Газпромом" все-таки существует. Уже к осени 2003 года грузинская сторона должна представить на обсуждение список совместных с "Газпромом" проектов, в том числе и по российскому участию в реабилитации двух основных грузинских нефтепроводов. Согласно договору к этому времени Грузия должна сообщить российской компании о приватизационных планах газораспределительной сети Грузии.
Информация о сделке с "Газпромом" оказалась неожиданной даже для депутатов грузинского парламента, хотя о намерении заключать подобные договоры правительство обязано сообщать как минимум за месяц до их официального оформления. На сей же раз, говорит председатель парламентского комитета по отраслевой экономике Демур Гиорхелидзе, правительство вообще предпочло сделать все втихую.
Оппозиционные партии разглядели в этой сделке серьезный козырь в предвыборной кампании и тут же потребовали отставки главы Минтопэнерго Грузии Давида Мирцхулава. "Если стратегический договор с "Газпромом" будет подписан, министр Мирцхулава должен уйти в отставку, а перед этим дать объяснения по поводу того, кто вел переговоры с российской компанией, кто распорядился подписать такой договор - президент Эдуард Шеварднадзе или государственный министр Автандил Джорбенадзе", - заявил на днях на специальном брифинге в Тбилиси лидер оппозиционной партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе. Одновременно атаку на власть повели "Объединенные демократы" бывшего спикера грузинского парламента Зураба Жвания. Он назвал "недопустимой" ситуацию, когда правительство идет на "тайные сделки, которые могут касаться стратегических интересов страны".
Несомненно, в заявлениях оппозиции немало предвыборного пиара - перед ноябрьскими выборами в парламент появилась возможность еще раз заявить о своих прозападных симпатиях. Тем не менее президенту Эдуарду Шеварднадзе предстоят непростые времена. Его доводы о том, что "кроме "Газпрома", никто не сумеет полностью удовлетворить потребности Грузии в природном газе", оппозиция не принимает. Как и попытки убедить всех, что сотрудничество с "Газпромом" не противоречит соглашениям, подписанным Грузией с другими странами, в частности, о строительстве по территории Грузии экспортного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум.
Ситуацию осложняет и то, что новость о соглашении с "Газпромом" вызвала откровенное раздражение в Вашингтоне. Как заявил на днях советник американского президента Стивен Манн, "США ничего не знали о факте подписания соглашениям с "Газпромом", и это очень плохо с точки зрения прозрачности энергетических сделок Грузии".