Украинский МИД выступил против попыток втянуть Киев в экономическое противостояние Кишинева и Тирасполя. Как заявил на днях представитель пресс-службы украинского МИДа Александр Горьков, Украина не намерена участвовать в "решении этой исключительно внутренней проблемы Молдавии".
Первые попытки использовать Киев в качестве средства экономического воздействия на Приднестровье нынешние молдавские власти предприняли в сентябре 2001 года, когда были введены новые таможенные печати. Тирасполь, не получивший их, обвинил Кишинев в намерении организовать экономическую блокаду непризнанной республики. Но блокирование было бы эффективным, если бы Молдавии помогла Украина: Кишинев надеялся тогда, что она не будет пропускать приднестровские грузы, оформленные по старому образцу. Руководители Молдавии стали добиваться создания совместных с Украиной таможенных постов по приднестровскому участку границы. В поддержку этой идеи, как известно, высказался Евросоюз. Под его влиянием в мае этого года Киев подписал с Кишиневом протокол, в соответствии с которым обязался пропускать на территорию страны транспорт из Приднестровья лишь при наличии новой документации Республики Молдова.
А уже в начале июня молдавское правительство ввело обязательную регистрацию приднестровских экономических агентов, без которой они лишались права экспорта. Тогда президент непризнанной ПМР Игорь Смирнов в своем заявлении призвал гарантов и посредников воспрепятствовать взятой Кишиневом на вооружение политике экономического давления на Приднестровье. Но отклика из Москвы и Киева не последовало. И Тирасполь, похоже, решил "раскачивать лодку", чтобы заставить посредничающие стороны предпринять какие-то шаги. После вышеупомянутого постановления молдавского кабинета министров приднестровцы перекрыли подачу электроэнергии для ряда левобережных сел, находящихся под юрисдикцией Молдавии. Также указом Игоря Смирнова была введена 100-процентная таможенная пошлина на ввозимые в регион молдавские товары. И затем последовало объявление о введении режима наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях Приднестровья с Украиной.
По мнению наблюдателей, последние меры Тирасполя имеют очевидный политический подтекст. Равно как и объявленная (но реализационным механизмом не подкрепленная) молдавским президентом Владимиром Ворониным отмена таможенных пошлин на ввозимую из Приднестровья продукцию. Разумеется, развернувшаяся "психологическая война" осложняет деятельность предпринимателей как с правого, так и с левого берегов Днестра. По этому поводу, к слову, представитель украинского МИДа заметил, что в качестве посредника в приднестровском урегулировании Киев всегда призывал стороны к принятию таких решений, которые не препятствовали бы разрешению экономических вопросов.
В создавшейся ситуации в весьма двусмысленном положении оказалась Россия, также выступающая посредником и гарантом в приднестровском вопросе. Ранее она никак не отреагировала на инициированный Кишиневом "таможенный прессинг" на Приднестровье. А теперь, когда руководство Молдавии при содействии Евросоюза доводит затеянную силовую акцию до конца, Москва начинает ощущать давление ЕС и на себе. Как уже сообщалось, в недрах Евросоюза сегодня активно муссируется идея о замене нынешней миротворческой операции с участием россиян аналогичным мероприятием под эгидой ОБСЕ. Такое развитие событий в принципе оказалось бы на руку Кишиневу, поскольку западные структуры могли бы воздействовать на Тирасполь. Поэтому-то, как утверждают некоторые эксперты, молдавские власти сегодня не спешат поддержать предложение Москвы о проведении под ее руководством военно-гарантийной операции в регионе.
Кишинев