Плацдарм Южного Кавказа, включенный в сферу военных интересов сразу нескольких блоков - НАТО, Евросоюза и Организации Договора о коллективной безопасности государств СНГ (ОДКБ), разделен по принципу: общий враг - разные стратегические интересы. По утверждению постоянного представителя России в НАТО генерала армии Константина Тоцкого, общим врагом указанных организаций выступает международный терроризм. Что касается интересов, то их общность противопоказана геополитическим устремлениям в регионе: США и НАТО, с одной стороны, ОДКБ - с другой. Бен Ладена можно без ущерба для этих устремлений ловить сообща, а вот стеречь трубопровод Баку-Джейхан и все, что его окружает, в Азербайджане предпочитают с помощью подразделений НАТО.
Такая конфигурация взаимоотношений дала Азербайджану, не входящему в ОДКБ, возможность расширить общение с НАТО не только по программе "Партнерство ради мира", но и сугубо индивидуально. По заявлению замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, в руководящих органах НАТО поддержана инициатива официального Баку о разработке индивидуальной программы сотрудничества между республикой и Североатлантическим альянсом. Процесс внедрения южнокавказской республики в блок проходит весьма успешно, считают натовские специалисты по военному планированию.
В отличие от Тбилиси, где торжественно отмечаются любые знаки внимания генералов НАТО - от обеспечения грузинских солдат сапогами до разведывательного полета "АВАКСа", Баку искусно скрывает весьма солидную натовскую помощь. И уж тем более не афишируется "общность геополитических интересов".
Не секрет, что основным проводником натовских проектов выступает Генштаб Турции, также предпочитающий не афишировать свое военное присутствие в Азербайджане. Кроме основной задачи - закрепления НАТО в Азербайджане, реализуются практические цели: реформирование национальной армии по натовским стандартам, развитие оборонной промышленности, освоение новых видов вооружения. Если присовокупить к этому анонсированные в последнее время генералами блока проекты - размещение войск и создание военных баз в республике, то итог получится впечатляющим.
Излишнюю засекреченность взаимоотношений Азербайджана с Североатлантическим альянсом местные эксперты объясняют тем, что Баку невыгодно создавать условия для конфронтации с соседними государствами, которые ревниво относятся к активизации США и НАТО в Закавказье, особенно на Каспии. Напряженность между Тегераном и Баку вызвана обострением отношений США с Ираном. И в этой непростой ситуации официальному Баку не всегда удается проводить искусную политику Гейдара Алиева - ни с кем не ссориться, но извлекать наибольшую для себя выгоду от сотрудничества со всеми. Однако на данном этапе Азербайджану удалось решить весьма важную задачу - оказаться в головной упряжке "геополитических интересов" США и НАТО.
Баку