Проведенная во вторник вечером кадровая чистка в силовых структурах самопровозглашенной Республики Южная Осетия сопровождалась перестрелкой. Среди лиц, которых осетинские спецназовцы пытались арестовать, есть раненые. Эту информацию, распространенную грузинскими СМИ и подтвержденную министром внутренних дел Грузии Кобой Нарчемашвили, опровергает осетинская сторона. В аппарате президента Южной Осетии Эдуарда Кокоева утверждают, что в республике "были проведены обычные кадровые изменения".
Под этим, в частности, подразумевается освобождение от занимаемых должностей и арест почти всех руководителей силовых структур Южной Осетии. Как сказал заместитель секретаря Совета нацбезопасности Грузии Джемал Гахокидзе, "отстраненные от занимаемых должностей в Цхинвали лица фактически занимались криминалом, контролировали контрабанду, торговлю оружием, организовывали похищения людей и автомобилей".
О начале "здоровых процессов в сепаратистской республике" говорит и министр внутренних дел Коба Нарчемашвили. По его словам, кадровые изменения оправданны, поскольку криминогенная обстановка в Южной Осетии крайне обострилась. По его словам, прямое отношение к этому имели первые лица силовых структур республики. В частности, речь идет о так называемом "клане Тедеевых": Валерий Тедеев являлся министром обороны Южной Осетии, Алан Тедеев - секретарем Совбеза. Министр утверждает, что Тедеевы имели контакты с грузинскими криминальными структурами и клан замешан во многих преступлениях.
Зона грузино-осетинского конфликта действительно создавала немало дополнительных проблем грузинским правоохранительным органам. Сюда перегонялись на продажу 80% угнанных автомобилей, здесь скрывались преследуемые правоохранительными органами криминальные элементы, отсюда шел наркопоток в Грузию. Контролировать криминогенную ситуацию в этом регионе грузинские правоохранительные органы практически не имели возможности, а попытки наладить сотрудничество в борьбе с преступностью с осетинскими коллегами наталкивались на непреодолимые барьеры, создаваемые цхинвальскими официальными кругами.
Нарчемашвили не исключает и того, что после антитеррористической и антикриминальной операции в Панкисском ущелье преступные элементы и часть боевиков перебазировалась в Южную Осетию. Он убежден, что после кадровой чистки в Цхинвали грузинским правоохранительным органам будет легче сотрудничать с коллегами из Южной Осетии.
Что касается политических последствий для Грузии происходящих в Цхинвали кадровых перетрясок, об этом в Тбилиси говорят мало. Пока Кокоев не определится с новым составом своего правительства, трудно прогнозировать, в каком направлении будет развернут политический вектор.
Южная Осетия является де-юре автономией Грузии, а де-факто - независимой республикой. Обсуждать свой политический статус в составе единой Грузии осетинская сторона пока категорически отказывается. В Цхинвали будущее самопровозглашенной республики видят либо в сохранении суверенитета, либо в объединении с Северной Осетией.
Тбилиси