- Год тому назад, оценивая ситуацию на Украине, вы сказали, что украинская власть устала...
- Я по-прежнему утверждаю, что власть не просто устала - власть измотана. Это касается не только официальной власти в лице правящей элиты, но и контрэлиты, которая пытается войти в состав власти. Оппозиция устала от бесчисленных столкновений, финансовых издержек на борьбу с "режимом", она обескровлена идейно: существует явный дефицит свежих мыслей и лозунгов. Ситуация достигла критического предела. Тем не менее она заморожена в точке баланса между властью и оппозицией. Власти просто везет. Вернее, везет в первую очередь президенту Кучме.
- Но это слабо отражается на вялотекущем процессе предложенной президентом Украины политической реформы.
- Мало кто говорит о сути политреформы. Она проводится не для того, чтобы что-то изменить, а с целью камуфлировать некие цели. Да и раньше, когда украинскую власть начинало что-то тревожить, она шла на определенные "реформы", ретушировавшие, но не менявшие основ ее существования. Так, ответом на скандал с пленками Мельниченко стала смена западного внешнеполитического вектора Киева на восточный. А как только возникла ситуация с продажей "Кольчуг" Ираку - Киев тут же пообещал Западу несколько смягчить режим, ослабить давление на оппозицию и масс-медиа. Обострилась угроза смены элит на президентских выборах 2004 года - и власть затеяла вроде бы конституционную реформу. Но, на мой взгляд, речь идет всего лишь о желании режима сохранить себя и те условия, при которых он распределяет оставшиеся на Украине материальные активы. По сути, тем, кто сегодня у власти, нужно еще два-три года, чтобы решить вопрос с собственностью. В этом, по-моему, и состоит суть реформаторской риторики.
- Какова эффективность усилий власти в этом направлении?
- Реформа вошла в критическую фазу - на текущей неделе будет предпринята ключевая попытка провести изменения в Конституцию через парламент. Если парламент согласится поддержать главный пункт предложений президента - все выборы в один год, - то эта власть сохранится еще на три-четыре года и смены элит не произойдет.
- Некоторые эксперты полагают, что и после президентских выборов 2004 года на Украине не состоится ротация элит, поскольку оппоненты "режима" - достойное его продолжение.
- Очевидно, что новая украинская бизнес-элита сейчас начинает поднимать голову. Речь не об олигархах: их можно отнести скорее к элите номенклатурной, они умеют делать деньги не на рынке, а на столе в высоких кабинетах. Я отношу к бизнес-элите тех людей, которые заработали на собственных коммерческих или производственных схемах...
- Где вы видите представителей этой "новой волны"?
- В том же Донецке.
- Вернемся к перспективам политической реформы. Оппоненты Кучмы не способны заблокировать его предложения по конституционной реформе, поскольку им самим предложить нечего?
- Если оппозиция долго борется с властью, она непременно перенимает родовые свойства власти, ее стилистику и манеру взаимоотношений. Тем не менее на Украине контрэлита есть, она борется за власть. И рано или поздно победит.
- Кого вы считаете контрэлитой - бывшего премьера Ющенко, его бывшего заместителя в Кабмине Юлию Тимошенко, экс-спикера Мороза?..
- С большой натяжкой, учитывая украинскую специфику, их можно отнести к контрэлите.
- Какая бы ни была оппозиция, власть, пускай даже уставшая, должна предпринимать попытки защитить себя. Резонансное назначение Евгения Марчука министром обороны - элемент стратегической игры власти за самосохранение?
- Вряд ли. Скорее это тактический ход, попытка взять под контроль кусок собственности, который еще не освоен. Министерство обороны - едва ли не самый большой собственник недвижимости на Украине. Только в Киеве военные училища имеют тысячи гектаров земли в центре столицы. А Крым! Кроме того, военное ведомство владеет коммуникациями, дешевой рабочей силой┘ За это стоило побороться.
- С приходом генерала Марчука в Минобороны возобновились разговоры об актуальности для Украины российского сценария смены главы государства...
- Марчук - преемник Кучмы? Теоретически все возможно, но реально это очень маловероятный сценарий. Очень сложно стартовать в кресло президента с поста министра обороны: обязательно заговорят о "путче". Гораздо более удобная площадка - кресло главы спецслужбы. К тому же спецслужбы всегда имеют достаточный объем информации, а это основной фактор в борьбе за власть.
- Говорят, что глава президентской администрации Виктор Медведчук может занять освободившееся после нового назначения Марчука кресло секретаря Совбеза?
- Если Виктор Медведчук всерьез намерен идти на президентские выборы, ему нужно менять место работы и делать вид, что он дистанцировался от власти и ее "логова". Если же он стремится остаться "серым кардиналом", то ему удобна нынешняя должность, которая дает эффективные рычаги влияния на политику непубличными методами. Все зависит от его личных планов.
- Каковы, как вам кажется, перспективы премьера Януковича - единственного украинского политика, чей рейтинг, по последним данным, растет?
- Думаю, Януковича сейчас трогать побоятся: сильная фигура, войди она в контакт с контрэлитой, может полностью поломать игру власти. Скажем, если Янукович становится союзником Ющенко, эту пару не остановит никто. Зачем же власти толкать его в объятия Виктора Андреевича?
- Первым высокопоставленным представителем иностранного государства, поздравившим Марчука с новым назначением, стал министр обороны России Иванов. Не считаете ли вы это знаковым для определения приоритетов военно-политического сотрудничества украинских военных при новом министре?
- Думаю, здесь нет знаковых подоплек. Министр Иванов пытается опередить своих западных коллег в укреплении личных контактов с министром Марчуком. При этом не исключаю, что еще до его приезда новый министр обороны Украины успеет засвидетельствовать свои дружественные отношения кому-то из западных коллег...
- Какие же тенденции в ближайшее время будут доминировать во внешней политике Киева в целом?
- Украина ускорит движение на Запад. Ведь счета наших политиков не в Москве, а в швейцарских и американских банках. Да и Запад прилагает усилия, чтобы, опережая Россию, пригреть и прикормить украинскую элиту. Кроме того, важен и субъективный фактор: как сказал один украинский журналист, приятнее пить кофе в Париже, чем водку в Сургуте.
- А как же интеграционные проекты на постсоветском пространстве?
- Никто над ними не работает. Киев только имитирует интеграционную деятельность, то и дело выдвигая России неприемлемые условия, а потом разводя руками: мол, не получилось.
- Такая же судьба уготована и консорциуму по эксплуатации украинской газотранспортной системы?
- Практическая реализация этого проекта будет откладываться. Его сбросят на новую правящую элиту. Нынешняя же решить этот вопрос не может и не хочет: для нее это означает хлопоты, связанные с необходимостью обработки Верховной Рады. А лично заинтересовать каждого депутата - очень дорого...
Киев