Использовать армянскую диаспору Грузии для лоббирования положительного решения вопроса о восстановлении сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию попытался в конце прошлой недели президент Армении Роберт Кочарян. Именно этот вопрос являлся центральным в ходе его визита 27-28 июня в Тбилиси.
После двухчасовой встречи за закрытыми дверями с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе армянский лидер заявил журналистам, что восстановление железнодорожного движения Сочи-Тбилиси является жизненно важным для Армении, поэтому армянская сторона заинтересована в том, чтобы этот проект был реализован как можно скорее. Этим Роберт Кочарян дал понять, что прорыв экономической блокады, в котором Армения находится более десяти лет, зависит от политической воли официального Тбилиси.
Ответ президента Грузии был однозначен - железнодорожное сообщение будет восстановлено только "синхронно" с началом процесса возвращения беженцев. Такова была, по его словам, договоренность с президентом России Владимиром Путиным, и такова принципиальная позиция Грузии.
Тогда во второй день визита Кочарян неожиданно для всех сделал все свои встречи закрытыми. Это касалось и встречи с госминистром Грузии Автандилом Джорбенадзе, и председателем парламента Нино Бурджанадзе, и, главное, с армянской диаспорой. На какие темы беседовал Роберт Кочарян со своими соотечественниками и почему об этом нельзя было знать грузинским журналистам, угадать несложно. Армянская диаспора - одна из самых крупных в Грузии. Она насчитывает 450 тыс. человек. Большая их часть живет на юге страны, в Джавахетии.
Тема Джавахетии неизменно поднимается на грузино-армянских встречах самого разного уровня. Этот регион в грузинских политических кругах называют "бомбой замедленного действия". Он известен своими сепаратистскими настроениями, время от времени отсюда звучат требования об объявлении региона автономией. Открытое недовольство местные армяне высказывают и в связи с намерением грузинского правительства вывести из Ахалкалаки российскую военную базу, которая обеспечивает работой практически половину региона.
Скорее всего обсуждался именно этот круг вопросов. Социальных проблем у грузинских армян так же много, как и у самих грузин. Это подтвердил и Роберт Кочарян, заявив, что Армения готова оказать помощь своим соотечественникам в Грузии в сфере образования, здравоохранения и культуры. Но какую информацию он получил от диаспоры и насколько она была полной, этот вопрос президент оставил без ответа. А задавался он далеко не случайно. Как стало известно, на встречу с президентом были допущены только лояльно настроенные к грузинским властям армяне. А пока цвет диаспоры вел комфортную беседу с президентом, те представители армянской общественности, которые имели иное мнение, пребывали в не столь комфортных условиях. Всех, кто мог внести диссонанс во встречу с главой Армении, полиция изолировала на все время пребывания Кочаряна в Тбилиси. Единственное, чего не удалось установить грузинским журналистам, кто отдал это распоряжение и знал ли об этом президент Армении.
Тбилиси