Президент Украины назначил новым министром обороны Евгения Марчука, который последние четыре года работал секретарем Совета нацбезопасности и обороны (СНБОУ). Представляя Марчука коллегии оборонного ведомства, глава государства акцентировал внимание на гражданском статусе очередного министра обороны Украины. На этом настаивала Верховная Рада.
Впрочем, Евгения Марчука лишь формально можно назвать "человеком в гражданском". Он имеет звание генерала армии, длительное время работал в органах Комитета госбезопасности УССР. А с июня по ноябрь 1991 года Евгений Марчук занимал пост государственного министра Украины по вопросам обороны, национальной безопасности и чрезвычайных ситуаций. Затем возглавлял Службу безопасности Украины, работал вице-премьером. В статусе премьер-министра Марчук работал год, начиная с середины 1995-го, и был уволен Леонидом Кучмой "за формирование собственного политического имиджа". После этого экс-глава украинской спецслужбы перешел на сторону оппозиции и участвовал в выборах президента страны в 1999 году. Однако это не помешало генералу вскоре после завершения избирательной кампании получить из рук главы государства пост секретаря СНБОУ и радикально изменить свои политические взгляды и убеждения.
Сейчас Кучма предоставил Марчуку разбираться с состоянием дел в вооруженных силах и предложить шаги по выходу украинской армии из нынешнего кризиса, который не удалось преодолеть силами профессиональных военных. Марчуку тоже вряд ли удастся, ибо военная реформа, по словам Кучмы, должна соответствовать реальным финансово-экономическим возможностям государства. Зато, как отметил эксперт украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец, Марчук "знает все недостатки и ошибки военной реформы: он же и занимался разработкой документов, по которым реформируется украинская армия". Аналитик полагает, что теоретический опыт может позволить новому министру на практике повлиять на темпы изменений, происходящих в вооруженных силах Украины. Впрочем, директор Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Анатолий Гриценко считает, что эффективность Марчука-министра во многом будет определяться пределами карт-бланша, который ему выдаст или не выдаст Верховный главнокомандующий украинской армии. Кроме того, президент поручил Марчуку обеспечить принятие на ближайшем заседании СНБОУ Госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса, которая должна предусматривать все, "начиная с научно-исследовательских работ и заканчивая заказом техники". Наконец, Евгений Марчук должен завершить распределение полномочий между Минобороны и Генштабом ВС Украины: министерство должно сосредоточиться на военно-политических и административных функциях, а Генштаб - на оперативном руководстве вооруженными силами.
Представляя Евгения Марчука, Кучма напомнил о неизменности для Киева курса на активизацию сотрудничества с НАТО. Эксперты сходятся во мнении, что для нового министра именно это направление военного партнерства является если не доминирующим, то весьма важным. Именно Марчук был одним из инициаторов резонансного решения Украины подать заявку на вступление в Североатлантический альянс, принятого Советом нацбезопасности и обороны в мае прошлого года, напоминает в комментарии "НГ" аналитик киевского Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко. По его мнению, принципиальных различий в ориентирах в военно-политическом сотрудничестве между прежним и нынешним министрами обороны Украины нет. "Да, Шкидченко наладил достаточно тесные отношения с руководством НАТО, но и о Марчуке в этой организации знают не понаслышке", - обращает внимание эксперт. После назначения Марчука министром обороны некоторые эксперты ожидают активизации контактов Украины с альянсом.
Заявления самого Марчука противоречивы. В бытность Секретарем СНБОУ генерал регулярно говорил о том, что хорошие отношения с Россией - первоочередная задача Украины. Он, в частности, выступал за приватизацию Россией украинской газовой инфраструктуры. Вместе с тем во время иракского кризиса Марчук с трибуны Верховной Рады заявил, что Украина должна показать, что она способна самостоятельно решать сложные вопросы международной жизни - "без согласования своей позиции с Москвой", и выступил в поддержку позиции США, предложив отправить украинский военный контингент в район боевых действий. Позиция генерала аналогична изменчивой тактике поведения официального Киева┘
Интересно, что многие наблюдатели связывали отставку прежнего министра Владимира Шкидченко с тем, что он вызывал явное раздражение Москвы. По мнению обозревателя газеты "Грани" Татьяны Коробовой, российская сторона была недовольна "подчеркнутой отстраненностью от некоторых идей совместных учений, от оборонного договора и прочего эсэнговского братания", а также тем, что Шкидченко "в штаб-квартире НАТО чувствовал себя не посторонним и человеком с перспективой". По мнению Коробовой, некие украинские круги, которым не удавалось договориться со Шкидченко о "льготной" приватизации и продаже военного имущества, а также о получении в управление крымской земли, находящейся в ведении Минобороны, поспешили обратить внимание Кучмы на то, что министр обороны может серьезно ухудшить отношения Киева с Кремлем.
Эксперты не комментируют вопрос, смогут ли украинские кланы отстоять свои интересы с помощью Евгения Марчука. Ряд наблюдателей относят нового министра обороны к сфере влияния Социал-демократической партии Украины (объединенной), лидером которой является глава администрации президента Кучмы Виктор Медведчук (кстати, те же источники прочат Медведчуку оставленный Марчуком пост секретаря СНБОУ). Впрочем, эксперт исследовательского центра "Пента" Владимир Фесенко говорит по этому поводу: "Хотя Марчук и считается креатурой СДПУ (о), он был и остается достаточно автономным политиком. Евгений Кириллович может играть с кем-то, но при этом он играет в первую очередь на самого себя в той мере, в какой это позволяют ему политические обстоятельства".
Киев